Сведение человеческого существа к простой «рабочей силе», а природы — к «земельной собственности» превращает новую историю в высокую, захватывающую драму, в финале которой ее скованный протагонист, общество, разрывает свои цепи.
Автор - американский и канадский экономист, антрополог, социолог и политический философ венгерского происхождения, один из основоположников экономической антропологии. Входит в состав ученных относящихся к «Неокласическому этапу» становления экономической социологии.
Данная монография делает попытку (стоить заметить весьма удачную) описать становление индустриального общества и перечислить знаковые периоды истории с начала возникновения экономики (15 вв.*) до момента написания книги, используя экономико-социальные методы. С прочтением данной книги, для себя, ставлю автора наравне с такими мыслителями как Платон и Аристотель. Конечно последние предоставляют знания о том как жить, но первый преподносит истину конкретно в той области которая мне интересна — экономика и общество(хотя в свете последних событий уже эти конкретные области начинают диктовать правила жизни). Сей труд стал откровением лично для меня. Для тех кто идёт по пути познания и любому другому кто даже в целях банального любопытства хочет узнать что же за Великая трансформация произошла в обществе, рекомендуется к прочтению.
Довольно тяжело читается, так как сей труд является академическим.
Тезисы:
Описываются отношения между государствами, как мировой баланс сил. (100-летний мир — Великое успокоение 1815-1914 г.)
Мир достигался по средствам финансовой олигархии. (Приверженность золотому стандарту и дальнейший крах)
Дж. П. Морган — в роли демиурга обновленного XIX в. — сменил Н. М. Ротшильда.
История «огораживания» в Англии (Рассуждение о роли государства)
История возникновения «рыночной экономики». (Были купцы и землевладельцы, основной мотив — пропитание. Экономика строилась на основе натурального хозяйства, а рынок был лишь придатком. Появление машин — дорогое, рискованное приобретение, целью которого является преобразование сырья и труда[природы и человека] в конечный продукт.
Товар=деньги, пропитание=деньги. Прибыль более не является гарантированной — теперь купец должен получить доход на рынке; цены следует предоставить процессу саморегулирования. Создание такой системы нельзя назвать постепенным. {Если рынок создаст не нужный продукт, то он потратит ресурсы — природа и человек, что вполне может привести к необратимым последствиям для всего общества, включая его гибель})
Кольцо Кула — люди без сремления к прибыли
Внешние и внутренние рынки суть разные.
Саморегулирующийся рынок возник изначально из внешней торговли.
Т.е. дальняя и местная торговля были жестко отделены, и лишь в 15 вв. в эпоху Меркатилизма благодаря госудраству границы стёрлись и появился национальный рынок.
Труд, земля и деньги — фиктивные товары!
Спинхемленд — регулярные дотации к зарплате [«Право на жизнь», приравнивание рабочего класса и пауперов, содержались в конечном итоге за счёт бедняков{все кому приходилось работать — нуждающиеся}, у которых был свой небольшой клочок земли]
Хартия вольности для простого народа (Англия, вплоть до начала 19 вв.) — лично свободен и пользовался равенством перед законом, не имел права свободно выбирать род занятий для себя и своих детей, не мог селиться, где ему угодно и обязан был работать.
Проблема пауперов
Помимо финансовой проблемы были и социальные последствия перехода к рыночной экономике. (Рабочий деградировал и зависит от мануфактур)
19 вв. Экспансия экономического либерализма одновременно в трёх направлениях фиктивных товаров. (Интересно то что деньги, виделись исключительно в виде золотого стандарта) Экспансия осуществлялась в основном благодаря государству, ответные реакции были спонтанными «коллективистскими» действиями. Что как раз сообщает нам о степени естественности саморегулирующегося рынка.
20 вв. Падение саморегулирующихся рынков
Либерализм потерпел поражение — возвращение к Платону (Глава 12)
Причина возникновения протекционизма
Общественные интересы всегда важнее классовых. Скорее из общественных интересов образуются те или иные классы, нежели классовые интересы указывают путь обществу.
При «промышленной революции» в Англии крестьяне переходя в класс рабочих наблюдали падение своего социального и политического статуса. Абсолютно противоположное состояние испытывали в континентальной Европе.
Золотой стандарт -> деньги — не товар, концепция покупательной способности
Великая трансформация это не переход к рыночному обществу, а крушение саморегулирующей системы рынка. - Сверхчеловек умер.
Причина возникновения фашизма была мало связана с возникновением Версальского договора: кардинальная смена институтов на противоположные — из крайне левых (либерализм) в ультраправые (социализм, коммунизм [прямые конкуренты], либо фашизм).
Социализм в отдельной стране был порожден неспособностью рыночной экономики обеспечить экономические связи между всеми странами, то что казалось русской автаркией, было лишь кончиной капиталистического интернационализма.
Политика и экономика — убеждения и желания — власть и стоимость. (Необходимое разделение)
Мы упомянули то, что составляет, на наш взгляд, фундаментальные характеристики духовного мира западного человека: знание о смерти, знание о свободе и знание об обществе. Первое, согласно еврейскому преданию, было открыто людям в истории из Ветхого Завета. Второе было дано западному человеку через открытие абсолютной уникальности личности в учении Христа, каким оно известно по Новому Завету. Третье откровение достигло нас через жизнь в индустриальном обществе. Оно является составной частью сознания современного человека.
«Если обнаружится, что какие-либо причины зла неустранимы с помощью новых возможностей, которыми вскоре будет обладать человечество, то люди поймут, что причины эти необходимы и неизбежны, и все глупые ребяческие жалобы на этот счет умолкнут» © Роберт Оуэн
В средние века деревня была отрезана от торговли. Борьба с деревенской торговлей и сельским ремеслом продолжалась, по крайней мере, семь или даже восемь столетий. На протяжении всего XIV в. против окрестных деревень высылали самые настоящие вооруженные экспедиции; ткацкие станки и красители для сукна уничтожались или конфисковывались.
Государственного протекционизма не существовало. Взимание пошлин на государственных границах началось лишь в XV в.
Если все законы уничтожатся, философы одни будут жить по-прежнему. © Аристипп
P.S. Некоторые термины появляются в тексте до момента их обозначения(выявления смысла) и некоторые законы обсуждаются до момента их описания. Много сложных для понимания аллегорий социальных трактовок различных событий. Впрочем это и отличает академические труды от популистских. Также в ходе повествования можно наблюдать критику множества мыслителей.