Тинькофф – однозначно яркое и качественное явление в нашей сероватой бизнес-среде. Очередной квартальный отчет – в принципе, очень хороший на фоне ковида («не дождетесь»). Что не так? РЕ=10.
Т.е. в цене заложены темпы роста прибыли (от текущей) НАМНОГО выше, чем, например, у «тихоходного??» Сбера (РЕ=6).
Основой бизнеса Тинькофф был/есть «турбо-банкинг» — (1) очень дешево взять деньги (физики, текущие счета); (2) разместить деньги очень дорого И на всю котлету (кредитные карты); (3) низкие затраты процесса (финтех); (4) поддерживать и наращивать кругооборот (маркетинг, дизайн, хайп и пр.).
Важный момент – выбрав эту модель банкинга, как самую прибыльную, Тинькофф должен был бы задействовать ее по максимуму применительно к располагаемым ресурсам. Чтобы выжимать из них максимум. Что он и делал. А вот торможение по любому из этих критериев или отвлечение средств из турбо-цикла на другие (менее эффективные) – это снижение текущей и/или будущей прибыльности, т.е. базы (Е) и/или закладываемого роста (РЕ).
Именно это мы сейчас и наблюдаем (основные сравнения – с 3кв19):
— Привлечения (средства клиентов) выросли неплохо на 160 млрд. руб., но полностью ушли в покупку бондов под 5,3% (???). Доля кэша и инвестиций составила в общих активах 43%.
— Кредиты в целом почти не выросли (всего 8%), при этом доля кредитных карт в них снизилась с 80% до 60%. В итоге выручка от кредитов снизилась на 2,3%, а доля кредиток в общих активах снизилась с 50,4% до 28,6%!
— Отношение операционных расходов к прибыли вернулось к уровням годичной давности 38,2% (это примерно, как у старомодных Сбера/ВТБ).
Т.е. турбо-модель уже явно тормозит, средства отвлекаются на менее прибыльные циклы, и сохранение текущей массы прибыли, а тем более ее агрессивное увеличение в будущем – очень сомнительны.
Позвольте, но ведь количество клиентов и общая прибыль выросли хорошо? Да, основной вклад в это внес брокеридж.
Для справки по брокериджу – (1) кол-во клиентов выросло за год на 1,6М; (2) средний счет вырос с 50 до 100 тыс.руб.; (3) оборот по счетам в 3кв20 – 14 раз за квартал, т.е. 7 раз купили-продали на все депо (???); комиссии составили 1000 руб. на счет, 0,07% от оборота (не мало), итого 2 млрд. руб. за квартал. Трудно делать ставку на сохранение, тем более, рост этих показателей. Хотя хайп и творит временные чудеса.
Новых бизнесов, способных заменить убывание турбо-бизнеса (как минимум – снижение его доли в общем объеме бизнеса), пока не видно. Более того, по заявлениям и действиям банка видно, что они как раз осознанно двигаются в сторону снижения рискованности (и прибыльности) бизнеса. Что должно быть хорошо для владельцев (не нас с вами). Но для оценки бизнеса рынком это очевидный сигнал снижать ожидания роста и цены акции.