21 октября ТЕСЛА опубликовала отчет за 3-й квартал на своем сайте. Здесь вы найдете ключевые факты на русском языке.
Выручка компании выросла на 39% в сравнении с прошлым годом (рост производства авто +51%, но в среднем машины стали дешевле). Рост хороший, но мне кажется недостаточный, чтобы оправдать высокую цену акций. Нужно +70-100% из года в год минимум.
График: поквартальные поставки автомобилей
Компания показала чистую прибыль в 5-м квартале подряд (это супер, учитывая долгую убыточную историю ТЕСЛА). Но эта прибыль несравнима с прошлыми убытками.
График: поквартальная чистая прибыль ТЕСЛА
Но мне больше нравится график, который показывает чистую прибыль ТЕСЛА за последние 12 месяцев (поквартально). Видно, что только в последние 2 квартала она стала по-настоящему прибыльной.
График: чистая прибыль ТЕСЛА за последние 12 месяцев (поквартально)
Операционный денежный поток компании был положительным в 4-х кварталах из 5-ти. Невысокие капитальные затраты и привлечение дополнительных средств от продажи акций (+$5 млрд.) позволили нарастить денежную подушку безопасности до $14,5 млрд. (32% от всех активов).
Посмотрите операционный (синий) и свободный (красный) денежные потоки за последние 12 месяцев (поквартально)
Можно сказать деятельность компании стабилизировалась. И это классно! (говорю как фанат). Но цена акций в целом не изменилась с момента публикации информации о количестве произведенных и доставленных автомобилей 2 октября 2020.
График: Цена акций ТЕСЛА в сентябре-октябре 2020
Текущая мощность производства — 840 тысяч машин в год (крохотулька). Но строится еще три завода в Берлине (запуск в 2021) и Техасе + 4 проекта еще в разработке. При этом производственный план на 2020 — 500 тысяч авто.
Фото: Супер фабрика ТЕСЛА в Техасе пока на стадии песочницы
Учитывая, что за последние 4 квартала было произведено 433 тысячи автомобилей, то рост производства должен составить 94%. Это уже серьезнее, но рост выручки вероятно будет намного меньше, т.к. новые автомобили будут более дешевыми, а значит будут приносить меньше денег.
У ТЕСЛА есть план как снизить стоимость батарей на 56%, что позволит запустить производство прибыльной машины за $25 тыс. Это важный компонент, который приведет к тому, что электромобили станут дешевле машин с двигателем внутреннего сгорания. Из-за упрощения производства таких батарей, инвестиции в их производство также снизятся на 69%.
Если ТЕСЛА это сделает, то это будет бомба! Пока же операционная рентабельность составляет 6,3%, что сравнимо с Volkswagen, но не дотягивает до 8% у Toyota (это два лидера автомобильной отрасли).
Также ТЕСЛА сообщает об успехах в установке солнечных батарей и батарей для хранения энергии (Powerwall). Они верят, что в конечном итоге это направление станет таким же крупным, как и автомобильный бизнес.
Но пока энергобизнес составляет только 7% в сравнении с выручкой автобизнеса и рост его продаж сопоставим с основной деятельностью. Таким образом, пока скорых изменений ждать не стоит.
В 2021 году ТЕСЛА планирует начать поставки TESLA Semi (грузовик).
Фото: Tesla Semi
В общем хочется порадоваться за детище Илона Маска (которого я очень уважаю). Но честно говоря я не вижу «вау» результатов. Компания хороша, но на фоне конкурентов она пока не выделяется. Ей еще расти и расти, но акции уже стоят заоблачно дорого. Так что я не рекомендую инвестировать в них!
Я согласен, у них впечатляющие результаты. Но они никак не оправдывают их цену. Для сравнения капитализация ТЕСЛА сейчас составляет 389 млрд. долларов, а Toyota — 186 млрд. долларов. При этом Toyota — это устоявшийся бизнес, который производит около 10 млн авто в год, а производственный план ТЕСЛА на 2020 год — 500 тысяч машин (5% от Тойоты)
Такие дела.