Две последовательные посылки:
– Камень – это твердая материя.
– Камень – это не твердая материя.
Предмет совпадает, но эти два суждения не могут быть одновременно истинными, согласно закону. Но если закон тождества не однозначен, то один и тот же камень может быть в одно и тоже время и твердой материей, и не твердой материей.
Разве такие природные камни, как травертин, известняк, ракушечник не могут быть одновременно и твердыми, и мягкими?
А как насчет разницы между аморфными твердыми телами и кристаллическими твердыми телами, если отвлечься камней? Например, диоксид кремния из которого люди делали стекло. Стекло и аморфное, и твердое одновременно. Атомы и молекулы стекла расположены неопределенным способом, структура не фиксирована — есть варианты. Здесь же различные пластмассы, тефлон, стеклоткань.Кто знает объективно, что значит твердый?
Никто, потому что слово «твердый» с его характеристиками – это всего лишь некая условная договоренность между людьми, которая в какое-то время и в каком-то месте может быть, а в другом месте и в другое время между другими людьми таковой не быть.
Наличие барьера, отделяющего «твердое» от «не твердого» переменная величина.
2) Закон исключения третьего (или-или)
Закон исключённого третьего (лат. tertium non datur, то есть «третьего не дано») — закон классической логики, состоящий в том, что из двух высказываний — «А» или «не А» — одно обязательно является истинным, то есть два суждения, одно из которых формулирует отрицание другого, не могут быть одновременно ложными. Закон исключённого третьего является одним из основополагающих принципов «классической математики».
ИЛИ
Два противоречащих суждения относительно одного и того же предмета в одно и то же время в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными и не могут быть одновременно ложными. Если истинно одно, то ложно другое и наоборот.
А по факту, Закон исключения третьего из этой же серии что и первый закон! Суждение «твердый камень» противоречит суждению «не твердый камень». Согласно закону, одно суждение ложное, а другое истинное. Но это не так, потому что свойство предмета находится в самом предмете, т.е. ему присуще. А вот содержательное описание предмета, отражающее свойства, никак не присущ предмету и является кодом. И это всего лишь абстракция. Два суждения могут быть одновременно истинными и ложными! Т.е. это опять некоторая условная договоренность между людьми.
Аналогично дела обстоят с понятиями «Белое — черное» и Хорошо-Плохо" — третьего не дано. Если по «Белое-Черное» всё просто — люди договорились между собой игнорировать остальные цвета радуги и их оттенки, то вот с суждением «Хорошо-Плохо» всё очень плохо))
Потому что не может быть всем одновременно хорошо — кому-то обязательно будет плохо.
Вот недавно не конкурсе по цветным металлам один участник набрал себе голосов рассылкой по подписчикам, считая что не делает ничего дурного… Однако Тимофей Мартынов посчитал наоборот, что участник поступил очень плохо и не заслуживает приза. Третьего не дано! А нет — куча народу высказала еще море суждений)) Там и третье было… и десятое.
3) А есть А
Зако́н то́ждества — принцип постоянства или принцип сохранности предметного и смыслового значений суждений (высказываний) в некотором заведомо известном или подразумеваемом контексте (в выводе, доказательстве, теории). Является одним из законов классической логики.
В процессе рассуждения каждое понятие, суждение должно употребляться в одном и том же смысле. Предпосылкой этого является возможность различения и отождествления тех объектов, о которых идёт речь. Мысль о предмете должна иметь определённое, устойчивое содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Важнейшее свойство мышления — его определённость — выражается данным логическим законом
В формальной логике закон тождества принято выражать формулой: A есть A, или A=A, где под A понимается любая мысль
«…Иметь не одно значение – значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет (определенных) значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности – и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить (каждый раз) что-нибудь одно». АристотельДадим определение слову «камень»:
«Это есть твердая материя»
А теперь проведем исследование, зададим вопросы!
1. О каком камне идет речь?
2. А на сколько камень должен быть твердым, чтобы считаться твердой материей?
3. А для кого из людей этот камень является твердым куском горной породы? (Обязательно ведь найдется тот, кто продемонстрирует не твердость именно этого камня.)
4. А что понимается под словом материя?
5. Какой объем материи можно считать камнем?
6. А как определили, что данный размер камня — это кусок, а другой размер уже не кусок, где граница?
7. А бывает другая материя тверже камня?
8. Каковы критерии твердости?
9. А камень может быть из сгустка простейших микроорганизмов и солей?
10. А камни в поджелудочной и почках — это такие же камни?
Все подобные вопросы вызовут длительную дискуссию в течении продолжительного времени. При этом наверняка останутся несогласные с предложенными вариантами аргументации.
Снова мы пришли к заключению, что А=А — это некая условная договоренность между людьми.
Каким же образом аристотелева логика (с некоторыми надстройками) позволяет получать из аксиом новые интересные теоремы?
Потому, что люди так договорились? Нет — это хня. О новых теоремах люди ничего не знали до их доказательства.
Или это мистика? Чистое волшебство?
С уважением
Инженер-теоретик никогда не поймёт практикующего математика. А знаете, сколько копий сломано по этой теме в строительстве? Лично наблюдал, как прораб врукопашую объясняет геодезисту его ошибки в расчётах:))