По нормам Ислама нельзя за деньги покупать деньги.
В Арабских Эмиратах в банках берешь допустим 100 тыс, 100 тыс и верни, без наценок, без процентов и т. д.
Классическая ипотека с судным процентом недоступна.
Но что интересно, есть Исламские кредиты. Кредиты становятся совместным предприятием банка и заемщика, в классической финансовой трактовке напоминая прямые инвестиции.
Можно выделить три основных схемы халяль ипотеки:
- Аренда (иджара) с последующим выкупом. По структуре сделка похожа на обратный лизинг. Как правило, каждый год в начале апреля кредитор пересматривает арендную плату, согласуя ее со среднерыночными ценами. Клиент может выкупить недвижимость в любое время по балансовой стоимости. По данным Islamic Mortgages, большинство продуктов на английском рынке работают по этой схеме.
- Отсроченные продажи (мурабха). Кредитор приобретает недвижимость (например, за 100 000) и продает клиенту по более высокой цене (например, 125 000) с выплатой долями. Обычно такие сделки проводятся на длинный срок и становятся выгодными благодаря инфляции.
- Нисходящая доля (мушарака), когда кредитор и клиент совместно владеют недвижимостью и разделяют полученную выгоду. При этом кредитор сдает свою долю заемщику, а тот небольшими частями выкупает ее. Арендные платежи в данном случае уменьшаются пропорционально принадлежащей кредитору доле. Так как в этом случае действует несколько зависимых друг от друга договоренностей, то сделка подпадает под ограничение с большой долей риска и применяется при выполнении определенных условий, разработанных лондонским Институтом исламского банковского дела и страхования.
Казалось бы, процент заложили в цену, какая разница?
А вот и нет! Главное — сумма уже не изменится, т.к. проценты не накапают.
Иными словами, деньги выведены из оборота, не должно предусматриваться штрафов за просрочки и тд,. если ты не уложишься в срок погашения .., тебе не накручивается дополнительно ничего.
Ссудно-процентная предоплата (ежемесячные выплаты для гашения суммы долга и процентов) это механизм изъятия оборотных средств, то-есть убийство производственной экономики.
Количество денег в экономике страны — должно точно соответствовать стоимости всех товаров и услуг в экономике страны. Тогда экономика подчиняется законам математики. Это называется 100 % монетизация экономики. Допустим кто-то взял 100 рублей в долг под 5 %. Вернуть он должен 105 рублей. Но в экономике всего 100 рублей. Значит надо допечатать. Но если количество товаров не увеличилось — будет рост цен. А рост зарплат отстаёт от роста цен. Получается что мусульманский запрет ростовщичества — математически и зарплатно справедлив.
Взяли вы кредит на постройку завода. Пока построите, пока товар сделаете, пока продадите — у вас денег нет. Но банку пофиг, плати ежемесячно. Это называется Изъятие оборотных средств или Ссудно-процентная предоплата.
Про «допечатать» вы загнули, экономика давно уже не работает таким примитивным образом.
Пример. Есть идея предприятия с рентабельностью 15%. Берётся под эту идею кредит 10%. Эти 10% берётся не из «денежного принтера», а из прибыли предприятия, из тех 15%, которые это предприятие должно по идее приносить. Или понятие рентабельность тоже является каким-то шайтанским? А пока «завод строится» предприятие находится в фазе риска «взлетит / не взлетит», и если бизнес-план был продуман плохо, то предприятие обанкротится (так как денег «из воздуха» не появилось), и залоговое имущество предпринимателя переходит банку. Ну или просто списывается как невозвратный долг, что банк может себе позволить, благодаря процентным поступлениям с кредитов, выданных другим предприятиям.
В традиционном банкинге деньги делают деньги, а в исламских банках должна работать несколько иная схема — деньги-товар или услуга-деньги. Исламские банки работают в том числе и за счет торговых операций, которые традиционным банкам запрещены.
Павел, у вас весьма примитивное понимание кредитно-денежных механизмов.
Вот эти условные 5% должник возвращает не из «напечатанных» «необеспеченных» денег. Во-первых, он возвращает их при помощи дополнительного труда, т.е. он стремится работать сверхурочно и более эффективно, чтобы заработать хотя бы на 5% больше обычного. Во-вторых, он возвращает долг путем экономии своих расходов, отказываясь от удовлетворения части других нужд.
Так что процентная ставка не относится к явлению «необеспеченных денег»
А в исламском банкинге не так? Возьмем пример — квартиру. За деньги она стоит пусть 10млн.р. А за «исламскую ипотеку» человек совершает притворную сделку покупки за 25 млн., но с выплатой в течение 30 лет. Экономические последствия абсолютно идентичны, так как из ниоткуда появились 15 млн. От перемены мест слагаемых, сумма не изменяется.
Штрафы это мотивация платить по договору. Если в классическом кредите человек исправно платит, то штрафы не взымаются. Какая мотивация выплачивать кредит в «исламской ипотеке». Розгами высекут? Предполагаю что если бы такая норма допускалась в западных странах, никто особо не штрафовал бы за кредит, а использовали бы более доходчивые до мозга методы. И просрочки были бы минимальными
Но у заложения процента в цену есть фундаментальный недостаток. По нему бессмысленно делать досрочку, так как цена уже определена. Хотя допускаю что для решения этого вопроса также имеется костыль.