Здарова всем. Прошлый пост получил неплохие оценки, и многие написали мне в личку мол давай пиши исчо, че там дальше то. Я ленивый очень, поэтому писал по кускам целую неделю )))
Так, будет сложно структурировать информацию и мои скажем так ощущения от разницы в мышлении что ли – как мыслят продуктовые менеджеры в Тесле и что делают в традиционных ОЕМ. Я попробую на примерах донести.
Напомню что в прошлой частиосновной вывод был, что Тесла имеет преимущество в виде гораздо более короткого TTM (time to market) и скорости донесения новой ценности до пользователя.
Некоторые фичи вообще доставляются по воздуху (OTA). Например, год назад доставили функцию записи на роуд камеры которые используются для CV (computer vision) и автопилота, и теперь они работают как регистратор. Потом вы можете просто на флешку выгрузить это. Вроде фигня, да? Но давайте сравним как сейчас обновляется софт в традиционных тачках. Вам надо поехать в сервисный центр, что бы сертифицированный специалист, воткнул в OBD разъем эдакий секретный чемоданчик, через который имея специальное сервисное ПО, обладая специальными навыками которым он обучился на курсах, он чето там сделает и то без гарантии результата. Ну а с вас возьмут денежек за 3-4 нормо часа. Сервис это то на чем ОЕМы делают много денег. Потому что они лениво копировали эту бизнес модель у первого кто начал этот движ.
Однако, это важно, но не самое главное. Главное, что отличается философия вообще к автомобилю как таковому. Тесла делает прежде всего гаджет. А ОЕМы делают машину. Попробуем разобраться в чем разница, и какие есть плюсы/минусы.
Я нашел пару видосов, советую их посмотреть тем у кого нет возможности «пощупать» теслу. Вот этот про теслу довольно хорошо отражает мои мысли насчет нее.
https://www.youtube.com/watch?v=Jpxw-XSWjKU
А вот этот, про audi e-tron, последнее слово VAG в EV, тоже однозначно стоит посмотреть что бы понять что делают они и как они мыслят.
https://youtu.be/YJ3k9pQ0_jg?t=4
Надо понять сначала вот что – как принимаются изменения в продукте у традиционных производителей машин?Это будет очень важно в контексте сравнения машин от тесла и от старичков.
ОЕМ это marketing driven компании. То есть отдел маркетинга целиком и полностью определяет а) кому продавать б) что продавать. Ну и там сложились сильные корпоративные привычки. Хорошо об этом пишет Чарьлз Дахиг в книге «Сила привычки». Там пол книги про личные привычки и потом половина про корпоративные. Ну и как они что то новое делают? Они такие – давайте соберем фокус группу и спросим у них – удобно ли им кнопками на центральной консоли пользоваться или нет? Второй вопрос – хотите ли вы что то другое взамен кнопок? Ответы постоянных клиентов – «кнопки просто збс, мы к ним привыкли и они самые лучше». Ответы клиентов других марок – «да у нас почти такие же. Ну разве что поприятнее пластик у вас, да. И перенесите их с центральной консоли на дверь!»
Это методики которым лет 100 уже, они старые как говно мамонта. Особенно фигово это работает с новыми продуктами, по которым экспириенса у людей еще вообще нет. Если дать на стиральной машине покрутить им кнопку такую и вот такую- пусть скажут какая лучше. Там это работает, этот продукт давно известен. С новыми продуктами это не работает вообще никак. Представьте что говорили на фокус группах пользователи которым давали первый айфон? Я думаю что то вроде «че за говно вы подсунули мне? Че он такой здоровый? Где кнопки? Где фм радио и слот для карты? А че такой скользкий? А че такой здоровый, моя раскладушка самсунг в два раза меньше!». И только визионеры и инженеры понимали что из этого получится в будущем. Поэтому спрашивать не было смысла никакого. Ну или ОЧЕНЬ по новому подходить к такому опросу.
Уже давно в силиконовой долине выработано золотое правило – не спрашивай юзеров про будущее. Ничего релевантного ты не получишь в ответ. Откуда людям знать, что надо вместо кнопок сделать джойстик, или вообще сенсоры какие то, или голосовое управление или что то новое? Они люди других специальностей и других знаний. Бесполезно спрашивать. Спрашивать надо какая у них есть боль. И думать как эту боль решить. Так поступает Тесла. Крутая книга на эту тему, ставшая уже классикой, Роб Фицпатрик – «спроси маму».
И вот ОЕМ-ы прощелкали момент когда надо было поменять подходы. Иначе как могло быть вот это всё:
Вот например как выглядел Порш Макан вплоть до 2018 (!) года.
Это не автомобиль. Это какой то блд космолет. Посмотрите сколько кнопок в центральной консоли. Во первых они просто забили всю консоль, и туда банально стакан даже не поставить. Он ставится примерно под локтем, в самом неудобном для водителя месте. Не говоря уж о том что бы смартфон положить, или ОБОЖЕНЬКИ заряжать его там. Ну или хоть бардачек под салфетки или жвачку, деньги, ключи… Не, нахер это всё. У нас сука болид, почувствуй себя пилотом!
Кнопки под экраном. Кнопки под рулем, крутилки слева, снизу (не очень видно на фото), кнопки на руле, подрулевые рычаги с кучей кнопок тоже. Ну ладно поговорим про центральную систему. Замечу это продавалось в 2017 году, и это якобы абсолютно новый авто – открытие модельного ряда. Новое архаичное говно получилось, как по мне. Почему так? Ну потом что эта система делается каким то tier1, и стоит в половине моделей компании. Как минимум это: каен, макан, панамера. Проектироваться она начала где нибудь эдак в 2003-5м, вбухано на это много десятков миллионов и экономическая модель предполагала продажу до 2020 года с небольшими доработками. Ну, цифры не точные конечно, просто показать их ход мыслей. Маркетологи отработали – провели опросы и успокоились.
Не верите? Панамера 2010г, красотка:
Что бы убедится – кайнен 2016г. Примерно тот же кнопочно-джойстиковый ад. Управление через сенсорный дисплей? ШТА?! Это же просто телек! Голосой ассист? Да ну нах. Мы им еще и джойстиков добавим, что бы совсем уж рехнулись и кроме педалей ниче не трогали в тачке.
В какой то момент до них стало доходить что кажется что-то не так. И что, вы думаете сильно что-то поменялось? Ну вот текущий каен:
Ну то есть, мы впихнем вместо маленького телека большой, но тк управление нормальное в нем мы все равно не знаем как сделать, поэтому совсем без кнопок и джойстиков не получается – как ни крути. А какое это, нормальное, спросите вы? Это значит
а) полнофункциональное;
б) продуманное с тз эргономики и UX (это не про графику. это про виды менюшек, user journey по ним итд);
в) понятное всем категориям водил – мужики, женщины, тёлки, люди в возрасте;
г) юзабельное, а не так как сейчас – кнопку нажимаешь размером 2 на 2 см а она срабатывает через раз.
А че так? А потому что поставщик сенсорного экрана смог под суровые автомотив стандарты успеть сделать только такое вот. А другого поставщика у нас нет. Например одно из требований- работа в температурном режиме от -45 до +85 градусов по цельсию. Ну и до фигища других которые накопились с опытом. Поставщику нужно время на адаптацию новых технологий к этим стандартам. Лет 5-7, что бы сделать что то новое. Потому что стандарты обязательные, их нельзя ни отменить ни быстро пересмотреть. А вот у меня вопрос- А ЧЕ ДО ЭТОГО НЕ ИЗУЧАЛИ?! И ответ очень простой парни: потому.что.итак.все.было.ЗБС :) Они все спали, дружно храпели всей индустрией. Потом потешались над выскочкой Маском. Пальцем в него тыкали, ржали, мол вот клоун, хочет поучить нас машины делать. Да он даже не знает что такое APQP и вообще как все сложно. А теперь они в ахере. Особенно грустят их акционеры. Маркетологи, видя как раскупают теслы с телевизором вместо ВСЕГО — едят ногти и убиваются об стену.
Ладно поехали дальше. Давайте еще посмотрим инфотейнмент системы. Может это порше гонщики больные, а у остальных нормас? Вашему вниманию, флагман в категории «комфортных» преимум авто, знаменитая штудгардская трехлучевая звезда. Получше чем порши однозначно, но все равно куча кнопок, джойстиков и крутилок. Называется это всё Command. На фото W164 (ML) идущий с 2006 года по 2012. То есть разработка эта времен конца 90х. Согласен, старая тачка и не очень пример, но отсюда запомните только год и общий вид.
И тут, в середине прошлой десятилетки в 2013- 2015 годах врывается Тесла и Вольво. Про Теслу потом. А шведы вообще надо сказать молодцы, одними из первых поняли, что дело швах. И когда они делали новый XC90 они попробовали хоть как то перейти на следующий уровень игры. Вот посмотрите, у них неплохо получилось начиная с 2014 уже года:
Минимум кнопок крутилок и джойстиков. В их инфотейнмент системе все довольно неплохо продумано, хотя конечно все функции перенести не смогли, ну и срабатывание так себе. Причины те же. И вот в следующем поколении M-класса, чуваки из даймлера такие — окей, challenge accepted и делают прям революционный апдейт. Обозначил на картинке количество кнопочно-джойстиковых адовых зон.
Из изменений: телек вынесли (что бы увеличить размер и не сильно позориться) и воткнули сверху как приклеенный китайский и… ВСЁ ! ЭТО вот продавалось вплоть до 2019 года КАРЛ!!! Вот эта диагональ панели, эти рамки черные по 2 см шириной. Невозможность ничего толком на этом телеке сделать впридачу. Серьезно, «сенсорность» телека продается мерседесом как доп опция. Мало что продается, так еще и работает херово! Потому что когда в 2010м стало понятно, что Тесла и Вольво кажется по комфорту инфотейнмент системы сильно обгонят «флагман» комфортных тачек, они поняли что у них есть только разработка конца 90х и поставщик который говорит, увы нам надо еще 8 лет а сейчас в модель 2013г берите чё есть.
-А че вы новое то ниче не делали ?!
-А че вы не просили ?!
-Да мы как то придремали. Маркетологи сказали всё збс ток телек побольше просят юзеры
Я если что не огульно хаю их, я сам таким вот 2017г владею :) БОЛЬ, БОООЛЬ.
Сейчас мерс сделал новую систему наконец то, в 2020м то году. Но опять же, все очень неудобно в менюшках и срабатывания через раз, всё это никуда не делось – проверено. Голосовой помощник настолько тупой и примитивный по функциям, что диву даешься. Даже тупая сири, и та лучше понимает. Не понятно зачем они добавили его. Просто здороваться с ним видимо… Вот представьте теперь – кому они это продают? Ну это либо поколение Y, если они уже заработали на такое, но скорее мужики из поколения Х вроде меня, или еще старше. Но нас то всё меньше, а молодежи всё больше… ладно это сильно вперед я забегаю.
Видели же девиц и мужичков в годах которые ездят в дорогих тачках и держат телефон рукой или плечом? Почему? Потому что настройка блютус как правило спрятана в сто менюшек. Это как пример эргономики и последствия к которым это ведет. Девочка садится в макан и использует в нем только руль и педали. Потому что ну попробуй разберись в этом космолете!
Ладно последний примерчик. ХОРОШИЙ. VAG все таки странный концерн. Видели же порше-ад? Ну а их же Volkswagen как то сообразил, вашему вниманию текущий Туарег:
Честно, это вот уже хороший шаг вперед. На голову сильнее чем даймлер сделали. Я думаю что VAG ближе всех из «большой тройки» что бы скрестить гаджет и тачку либо в VW либо в Ауди. Я вообще хочу махнуть свой gle на турик, покататься и сравнить с Теслой. Менюшки и UX правда всё равно плохо продуманы. Но это могут развивать и накатывать оперативно, надеюсь.
А теперь две фотки Model 3 и Model X
Понимаете разницу? Парни из Теслы они как бы так посмотрели на все что есть сейчас в дедовском мире и сказали: «нахер всю эту махру старую. Мы лучше знаем че надо в будущем нашему водиле из Gen Z. Автомобиль у нас скоро будет беспилотный? Ну и нах их спрашивать как и чем они в беспилотнике будут пользоваться? Все равно херню ответят, если вообще ответят. Нам короче нужен планшет с нормальным продуманным UX, поменьше кнопок, интеграцию тачки и смартфона на уровне приложений, мы впилим крутой HMI вместо всяких крутилок, например войс ассист, ну и возможность быстрого наката изменений. Всё. Мы делаем крутой и удобный гаджет, а тележка она так, прилагается. Типа смартфон, ток на колесах. У нашего смартфона будет самая крутая батарейка по запасу хода, и самая быстрая зарядка. И сервис сделаем ненапряжный, что бы чувак сидел дома, а мы к нему приезжали тачку чинить. А остальное то второстепенно, потом когда нибудь нагоним в следующих итерациях. Погодите-погодите! Безопасность забыли! А, да да, сделаем крутую безопасность, так уж и быть — дорога всё таки».
Примеры всяких софтовых фишек из видоса который выше, они дают как раз понимание в мышлении Теслы и интеграции машина + планшет и HMI + личный смартфон. Поглядите, не буду пересказывать.
НО. Тесла не умеет делать машину. А что это значит? Вот посмотрите е-трон в видосе. У него есть: пневмо подвеска, есть полный привод и распределение тяги, есть электронные блокировки для вполне себе офроуд режима, он отлично сбалансирован и круто рулится, он великолепно собран и продуман в мелочах, о которых Тесла даже не догадывается и не скоро всё это накопит как опыт. Ну вот пример яркий, как продолбали сток с заднего стекла с поднятым багажником:
Всё течет в багажник на ваши вещи, потому что желоб не продуман. И такого еще много всякого, поверьте. Я по штатам поездил на Тесле в аренду. Эргономика кокпита – шлак. Сиденья из «веганской кожи» (короче из кожзама)- одновременно и неудобные и недолговечные. У друга мерс w164 2008 года, под 250 тыс пробега, там такая кожа была которая до сих пор вполне ничего. Ну затертости конечно, но без дыр. В Тесле которую я брал, сразу понятно было что коже кабзда к 70тыс км пробега будет. Поведение на дороге, сложно сравнить. Я думаю что ОЕМы отбалансируют машину лучше по любому. Внутри многое сделано и собрано не качественно, шатается болтается и все такое. Хотя сейчас говорят получше стало, но это не точно.
То есть, несмотря на сильное отставание в «гаджетовизации» у ОЕМ дедов есть огромный плюс в виде махины знаний и технологий того как сделать именно МАШИНУ. Надежную, сбитую и крутую по рулежке, вместительную, и безопасную, функциональную для разных условий, а не только зеркального асфальта теплой Калифорнии.
ВЫВОД второй части: Тесла делает в первую очередь гаджет, а потом машину. ОЕМы – кто по привычке, кто по причине отставания, всё еще делают прежде всего машину и во вторую очередь гаджет.
И что же делать с этой инфой? Думать! Думать кому будут продавать машины в следующие 30 лет все эти ребята. И об этом в третьей и надеюсь последней части.
Кто изобретет действительно новые батарейки — тот и будет править миром.
И китайцы на машинках и скутерах с батарейками ездят уже лет двадцать, просто жалко, что они изобретать новое не умеют.
да вроде нет. ну поставщик и ладно. у них совместное кстати с панасом предприятие. значит все патенты общие. так что… нет, не проблема для теслы уж точно.
Божечки, моя старая Нокия держала две недели, может три, не помню точно, и то звонить можно было.
И то лежит на балконе где-то, я уверен, что в случае чего смогу воспользоваться ею по прямому назначению телефонов — звонить.
А вы расскажите мне еще про изобретения в области аккумуляторов.
вы можете объяснить нормально- ЧЬЯ это проблема? теслы? нет. панасоников? тоже нет. они делают самую эффективную пока что батарейку для EV — по запасу хода и по скорости зарядки. тогда чья?
======
нокия имела на порядки хуже аккумулятор по всем характеристикам. она была скорее всего литий-полимерная, и даже не литий-ионная. надо разницу рассказывать? но дело не в этом. просто нокия ничего не потребляла. ну типа без надобности было иметь процессор, fullHD экран и все такое. а со всем современным обвесом она бы разрядилась примерно за 10 минут.
вообще индустрия решила проблему зарядок давно. они тупо есть везде, в машине, в метро, в аэропорта и на вокзалах, в самолетов, и тупо из каждого компьютера, + повербанки всякие, беспроводные зарядки итд. положил перед сном смарт на тумбу где беспроводная зарядка и на сутки хватает. по мне так это даже лучше чем нокия тк следить за зарядом уже и не нужно
Вместо того, чтобы изобретать аккумуляторы, нам продают те же китайские батарейки, просто в большой белой упаковке с закругленными уголками.
А мы, потребители, хаваем и радуемся.
там повернуто так что тянутся не надо. а еще скоро и тыкать не надо будет. все голосом. а какой возраст, если не секрет?
Как айтишник могу сказать, что ни один экран не заменит аппаратной кнопки. Часто ипользуемые органы управления нажимаются интуитивно, не глядя. С голосом тоже пока не все гладко — примерно половина команд не распознается.
голос разовьют. и автопилот. возможно сначала даже автопилот. и тогда тыкать кнопки можно будет отвлекаясь от дороги.
Про нейросети лучше не вспоминайте — очередное лекарство от всех болезней…
«Десяток лет» — образное выражение, точнее сказать не получится. Процы стоят на месте, только ядра добавляются. Сети ускорились тоже не в разы. Память осталась прежней — частота растет вместе с задержками.
Прогресс замедляется, качественного скачка нет.
в этом смысле из старичков вот VW нащупывает баланс более или менее успешно
Это не старомодность, а эргономика.
Уже сейчас масса водителей ездит, глядя в смартфоны, а не на дорогу. И это становится проблемой. Людям важнее в экранчик потыкать, чем дорога..
Пока не появится адекватной, надежной и неприхотливой замены традиционным «крутилкам» и кнопкам, все эти экранчики — баловство.
Скажем управление голосом, но чтобы работало нормально, а не через пень-колоду.
На земле столько климатических зон, различных условий и т.д. Далеко везде все эти сенсорные экранчики применимы.
а лучше — двух
Замечу только, что стандарты как вы называете ОЕмов оплачены деньгами этих корпораций и, к сожалению, жизнями людей.
Как-то надежней будет настройка, к примеру, рулевой колонки рычагами, нежели, чем через меню смартфона. Неизвестно, чем закончится история, когда пара битов в программе вдруг решат, что сейчас, на скорости 100км/ч самое время её подвигать.
А так, пусть бодаются, может чего полезного и нам, потребителям достанется.
Сделать из авто гаджет это круто конечно. Но все же авто первично?
Обратил внимание, что на видео у Теслы дешевый экран с пикселями. Влепить китайский плашет на порприз это как первые шаги в гаджетизации ))
Соглашусь с теми, кто говорит, что умеренное количество кнопок, крутилок и рычажков удобнее, в физическом пространстве нужно менее пары секунд, чтобы задействовать орган управления.
Мне кажется выход — это несколько физических органов управления, на которые можно вешать команды по своему усмотрению: кому-то нужно одно, кому-то другое.