Генеральный директор «КАМАЗа» и профсоюзный комитет завода совместным постановлением отменили апрельское решение о введении с 29 июня 2020 года по 31 июля 2020 года режим неполной трехдневной 24-часовой рабочей недели.
Прежнее решение принималось из-за падения продаж новых автомобилей в период действия противоэпидемических мероприятий и ожидания, что санитарный режим может продлиться до осени. Эти опасения накладывались на общий прогноз по снижению авторынка, которое всегда совпадало с кризисом, вызванным падением цен на экспортируемые из России энергоресурсы, и традиционный летний спад экономической активности в период отпусков.
Однако российскому автопрому эпидемия COVID-19 принесла не только потери, но и неожиданную помощь. Государство решило оказать отрасли дополнительную поддержку. Для спасения автопрома в этом году выделено более 45 млрд рублей. В том числе 17 млрд рублей выделено на программы льготного автокредитования, 8 млрд рублей – на субсидирование льготного автолизинга, 2,5 млрд рублей — на новую программу Минпромторга «Доступная аренда». Кроме того, 10,2 млрд рублей направлено на закупки «скорых» и реанимобилей и 2,5 млрд рублей составили субсидии производителям газомоторной техники.
Коренев Алексей
ГК «Финам»
Отдельным очень важным для производителей грузовых автомобилей и специальной техники фактом стало решение о переносе на более закупок в рамках реализации нацпроектов и планов по строительству инфраструктурных объектов. В том числе на опережающие госзакупки автомобилей направлено 4,5 млрд рублей. Во многом именно благодаря этим мерам на летний период сформировался портфель заказов для «КАМАЗа» на летний период и до конца года.
Нельзя сказать, что в автопроме теперь все благополучно. Отрасль в принципе низкорентабельная, и далеко не каждый год автопроизводители завершают без убытков. Без государственной поддержки страна давно потеряла бы отрасль, которая все же имеет стратегическое значение. Обеспечение госзаказами – это, конечно, очень искусственный способ поддержать производителей, но во многом искусственной оказалась и ситуация, в которую они попали благодаря пандемии.
Страна не в первый раз переживает кризис, связанный с падением цен на экспортируемые сырье и энергоносители. Всякий раз такой кризис сопровождался снижением покупательной способности граждан, что отражалось на падении авторынка на 20-30%. Но нынешний кризис на авторынке имеет существенную особенность: из-за введения ограничений и режима самоизоляции во время распространения автосалоны были попросту закрыты. Многие граждане сидели по домам, значительная часть малого и среднего бизнеса остановила работу. В результате продажи новых легковых и коммерческих автомобилей рухнули на 72,4% в апреле и на 51,8% в мае. Продажи грузовых автомобилей в эти месяцы снизились менее значительно – соответственно на 32,5% и на 12,6%, что, в общем-то, объяснимо, поскольку грузовой транспорт и промышленные отрасли практически не останавливали работу.
Несмотря на кризис и снижение доходов, за время простоя накопился отложенный спрос, который после снятия ограничений должен был обеспечить автопроизводителей заказами в июне и июле. Этого отложенного спроса достаточно, чтобы загрузить работой предприятия на первое время, но в целом, конечно, общего спада на рынке во время кризиса это не отменяет.
Государственные меры поддержки рынков позволят смягчить глубину просадки рынка по итогам года. Расчет на то, что по мере снятия карантинов и восстановления рынков платежеспособный спрос тоже стабилизируется. Кроме прочего, его поддержит снижение ключевой ставки ЦБ до рекордно низкого уровня.
«КАМАЗ», имея более половины рынка грузовых автомобилей в стране, окажется в первых рядах производителей, выигравших от переноса на более ранние сроки закупок автотранспортных средств в рамках реализации нацпроектов. Но понятно, что перенесенные на более ранний срок заказы снизят спрос в будущем. Государственный заказ замещает собой упавший коммерческий спрос, но не факт, что впоследствии коммерческий спрос полностью заместит собой уже исполненный госзаказ. Это значит, что в будущем может снова понадобиться господдержка. Но сейчас, когда заказов вдруг стало неожиданно много, конечно, не время уходить в отпуска.
Где-то читал, что разработка и запуск в серию новой модели легкового автомобиля обходится в 1 млрд. долларов. Со спецтехникой думаю затрат не меньше + время, а дороги, мосты и все остальное надо делать сейчас, а не ждать, пока завод разродится и выпустит новый каток или экскаватор.
А если просто раздавать всем деньги на производство спецтехники, будет как с российским кино — дорого и отвратительного качества.