средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков следующих стран:
• Австрия;
• Бельгия;
• Великобритания;
• Германия;
• Дания;
• Испания;
• Канада;
• Люксембург;
• Нидерланды;
• США;
• Финляндия;
• Франция;
• Швеция.
Долговые обязательства должны соответствовать следующим требованиям:
— иностранные эмитенты долговых обязательств должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service).
— российские эмитенты долговых обязательств должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ВВВ-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor's) либо не ниже уровня «ВааЗ» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service).При размещении средств Фонда национального благосостояния на депозитах и банковских счетах в банках и кредитных организациях должны выполняться следующие требования:
— банк или кредитная организация должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor’s) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service).
Бюджетное правило — правило, согласно которому Россия добровольно обязуется отдавать на ответственное хранение под мизерный процент тем, кому укажут рейтинговые агенства, деньги, полученные от продажи нефти при её цене, превышающей 42,4$.
Учитывая, что вы и без того напуганы Коронавирусом, мы для избежания ещё большего шока заменили ряд формулировок в этом определении. «отдавать деньги» мы заменили словом «инвестировать», а «мизерный процент» заменили на «надёжный\безрисковый актив»
2012г. Международное рейтинговое агентство Fitch похвалило Россию за гибкий обменный курс рубля, защищающий ее от колебаний цен на нефть и других внешних рисков, и поставило РФ в пример другим странам СНГ.“Движение России к более гибкому обменному курсу уменьшило прямую связь между изменением цен на нефть и нефтяными доходами российского бюджета. Оно являет собой некоторую защиту от резкого падения цен на нефть, потому что рубль и цены на нефть сильно взаимосвязаны. По сравнению с 2008 годом Россия в существенно меньшей степени уязвима для внешних шоков, хотя и остается уязвимой для резкого, продолжительного снижения цен на нефть”, — говорится в сообщении Fitch.
“В сочетании с ужесточением денежно-кредитной политики (Центральный банк РФ неожиданно повысил ключевые ставки 13 сентября), оно помогает контролировать инфляцию и ограничивать отток капитала. Дальнейшие бюджетные и структурные реформы снизят зависимость от цен на нефть и, как следствие, волатильность роста и инфляции по сравнению с другими странами с рейтингом “ВВВ”.
Прошло немногим более трех десятилетий, и на Ямайской валютно-финансовой конференции (1976 г.) произошла фактическая отмена решений 1944 года. Было объявлено о демонетизации золота (оно было лишено статуса денег) и отменен принцип обязательности фиксированных валютных курсов. Страны стали сами определять режим валютного курса. Начались процессы либерализации в экономике. Начиная с 80-х годов прошлого века, МВФ отошел от своей «нейтральной» позиции по вопросу валютных курсов и стал все более настойчиво добиваться от стран введения сначала регулируемого, а затем и свободно плавающего курса.
Свобода валютного курса стала одним из важнейших канонов Вашингтонского консенсуса (стандартного набора требований МВФ по либерализации экономической политики стран-членов Фонда). Мировая экономика вступила в полосу перманентной валютной «турбулентности». На первых порах это замедлило развитие мировой экономики, а затем полностью ее парализовало (пусть никого не вводят в заблуждение показатели увеличивающегося ВВП – это иллюзия экономического развития, приросты ВВП отражают увеличение в мировой экономике «пены» и «пузырей» на финансовых рынках).
Такое предисловие необходимо для того, чтобы понять, как обстоят дела с режимом валютного курса в России. Опущу историю вопроса, касающуюся первых лет существования Российской Федерации. Начиная с 1995 года, для рубля был введен валютный коридор, который в разных формах просуществовал почти двадцать лет — до 10 ноября 2014 года. Сначала целевым ориентиром для рубля был доллар США, а с 2008 года – «корзина» из двух валют – доллара США (55%) и евро (45%).
Можно сказать, что это был режим регулируемого валютного курса, рамки допустимых колебаний курса рубля определялись в документе под названием «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики Российской Федерации». Федеральный закон о Центральном банке РФ в статье 45 прямо предписывает представление такого документа в Государственную думу. В свою очередь, «Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год».
Государственная дума, увы, никогда в документ толком не вникает. Вот, например, Постановление Думы от 18 ноября 2014 года «Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов». В нем всего два пункта: «1. Принять к сведению Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов. 2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия». Подобные постановления штамповались каждый год под копирку.
Тем не менее, повторяю, на протяжении двух десятилетий Банк России в упомянутый выше документ вносил какие-то слова насчет ориентиров регулируемого валютного курса рубля (при этом незаметно расширяя «коридор»). Процедура была ритуальной, «народные избранники» не пытались вникнуть в тему «валютного коридора». Правительство также все отдало на откуп Банка России (хотя «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» — документ, который задуман как совместный, разработчиками на паритетных началах должны выступать Центробанк и Минфин как представитель правительства).
Поняв, что ни Государственная дума, ни правительство не собираются и дальше ограничивать свободу действий Центробанка, его руководители начали подготовку по переходу к свободно плавающему курсу рубля. Такая подготовка началась в 2013 году, когда на Неглинку (адрес центрального офиса ЦБ) пришла Эльвира Набиуллина. Подготовка была психологической. О необходимости перехода к «свободному» рублю говорила и новая руководительница Банка России, и ее замы. Проводилось тестирование возможных реакций со стороны Думы, правительства, Верховного суда, Прокуратуры, Конституционного суда и других институтов государственной власти. Реакции были почти нулевыми. Говорю «почти», потому что мне известно, что со стороны нескольких «народных избранников» в Думе заявления Центробанка вызвали удивление и даже возмущение.
Кстати, у Банка России были и сохраняются неформальные отношения с Думой, которая периодически штампует неконституционные поправки к Закону о ЦБ. Так, летом 2013 года в указанном законе неожиданно появилась новая статья под номером 34.1. Она гласит: «Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста». Яркий пример тихой «ревизии» Конституции РФ. В переводе на понятный язык статья 34.1. означает, что отныне Банк России получает карт-бланш на «таргетирование инфляции» и отказ от контроля над курсом рубля. Таких антиконституционных «закладок» в законе о ЦБ – несметное количество.
Банк России обещал, что введет плавающий курс рубля с 1 января 2015 года. Однако сделал это раньше – 10 ноября 2014 года. «В результате реализации принятого решения формирование курса рубля будет происходить под влиянием рыночных факторов, что должно способствовать усилению действенности денежно-кредитной политики Банка России и обеспечению ценовой стабильности», — объяснил Центробанк на своем сайте отмену валютного интервала.
Очередное агентство спонсируемое США, чтобы поддерживать высокий уровень рейтинга всякого американского трэша, чтобы эти МММ-ки за границей покупали.