Подавленный слабым спросом и скудными запасами, крупнейший в мире экспортер сжиженного природного газа может вскоре столкнуться с серьезным выбором: обуздать добычу или разжечь битву за долю рынка, которая, как и на рынке нефти, потенциально может превратить газ цены отрицательные.
Катар начал в феврале перенаправлять грузы СПГ из Азии, где коронавирус мешал продажам, и отправлять их вместо этого в северо-западную Европу. Это быстрое решение не длилось долго, поскольку пандемия вскоре охватила крупнейшие экономики Европы и заставила Катар бороться за места для хранения непроданных грузов.
Государство Персидского залива, возглавляемое эмиром шейхом Тамимом бен Хамадом Аль Тани, должно принять ключевое решение с далеко идущими последствиями. Сокращение производства его основного экспорта приведет к сокращению государственных доходов в то время, когда коллапс нефти увеличивает давление на цены на СПГ, некоторые из которых связаны с нефтью. Сокращение производства может также позволить Австралии нанести удар по национальной гордости Катара, вырвав свою корону как крупнейшего в мире экспортера.
Однако если эмират решит снизить цены, чтобы обеспечить продажи, это может усугубить крах газа, который угрожает марже даже для производителей с низкими затратами. Достигнута свобода для всех, даже в конечном итоге можно будет подтолкнуть цены ниже нуля, как это кратко произошло в прошлом месяце на нефтяном рынке США, когда сырая нефть перегружена в центре хранения в Кушинге, штат Оклахома.
Катар может проиграть независимо от того, какой выбор он сделает.
«Либо Европа этого не хочет, и поэтому грузы застряли в Катаре, либо им придется закрыть производство», — сказал Тьерри Брос, энергетический партнер в Российском и Евразийском центре Гарвардского университета им. Дэвиса. «Если они форсируют грузы в Европу, вы будете иметь в точности то же, что мы видели в Кушинге, а это отрицательные цены».
Сравнительно прозрачные цены в Европе уже давно сделали его излюбленным местом для грузов. Теперь, когда спрос падает, в хранилища поступает больше газа, и они быстро заполняются. Складские площади региона уже заполнены на 66% по сравнению с пятилетним средним историческим показателем в 38%, согласно данным газовой инфраструктуры Европы, торговой группы.
Поставки катарского СПГ в северо-западную Европу достигли максимума в апреле. За последние три недели колонна из четырех танкеров прибыла на бельгийский импортный терминал в Зебрюгге, где государственная компания Qatar Petroleum забронировала все импортные мощности до 2044 года.
«Спрос понижен, а хранилище слишком велико для этого времени года», — сказал Грэм Фридман, аналитик консультанта Wood Mackenzie Ltd. «Похоже, что оно будет продолжаться в течение следующих 12–18 месяцев».
Катар, похоже, замедляет поставки в Европу. Графики импорта предполагают, что поставки в северо-западную Европу не будут расти в мае, как это было в апреле, и 17 танкеров СПГ — несколько больше, чем обычно для этого времени года — в настоящее время находятся на холостом ходу у побережья эмирата. Qatar Petroleum, которая управляет экспортом страны, не ответила, когда ее попросили прокомментировать.
QP не нужно будет перенаправлять грузы в Европу после восстановления спроса на газ в Азии, но это может занять много месяцев. По данным BloombergNEF, объем электроэнергии, вырабатываемой из газа, вероятно, уменьшится на 3% в 2020 году по сравнению с ожиданиями до вспышки коронавируса. Между тем, мировой избыток СПГ может сохраниться до середины десятилетия, заявил Международный газовый союз в апреле.
Производителям газа еще предстоит сформировать картель, такой как Организация стран-экспортеров нефти, которая в настоящее время возглавляет глобальные усилия по сокращению добычи нефти и поддержке нефти. Поставщики СПГ могут надеяться на отсутствие такой скоординированной поддержки цен на газ, которые упали более чем в два раза в этом году до примерно 2 долларов за миллион британских тепловых единиц. Еще в третьем квартале 2018 года газ стоил более 10 долларов за миллион БТЕ.
По мнению консультанта Rystad Energy, в битве за долю на рынке у Катара будет преимущество перед конкурентами — его завод в Рас-Лаффане производит третий в мире самый дешевый СПГ . Несмотря на это, падающие цены толкают СПГ в Катар к уровням безубыточности.
Отрицательные цены на газ будут особенно разрушительными для американских операторов, которые только недавно начали добычу и все еще обременены большими расходами. Цены ниже нуля могут также вызвать задержки для любых проектов по сжижению, которые еще не обеспечат финансирование. СПГ — это газ, охлажденный до жидкости, который производители могут затем экспортировать в отдаленные места назначения без необходимости прокладки трубопроводов.
Производители в США имеют более высокие затраты, чем Катар, и, вероятно, сократят производство после того, как клиенты отменили несколько поставок в июне. Норвегия и Россия уже сократили экспорт газа в Европу.
«Следующим шагом для Катара будет сокращение производства», — сказал Брос, сотрудник Гарвардской энергетической компании. «У него не будет другого выбора».
www.bloomberg.com/news/articles/2020-05-11/liquefied-gas-titan-s-next-move-could-compound-lng-market-woes