Апрельский отчет о занятости, выход которого ожидается в пятницу, почти наверняка покажет, что пандемия нового коронавируса нанесла по рынку труда сильнейший удар за всю историю наблюдений, вызывав рекордное одномесячное сокращение рабочих мест.
Опрошенные Wall Street Journal экономисты ожидают, что в апреле безработица выросла до 16,1%, а число рабочих мест вне сельского хозяйства сократилось на 22 млн, что эквивалентно ликвидации всех рабочих мест, созданных за последние 10 лет.
Такие потери поднимут безработицу до уровня, невиданного с 1948 года, когда началось ведение соответствующей статистики, затмив рекорд в 10,8%, ненадолго достигнутый в конце 1982 года после двойной рецессии, пришедшейся на начало первого президентского срока Рональда Рейгана. По числу сокращенных рабочих мест апрель станет рекордным в серии данных с 1939 года, намного превысив показатель сентября 1945 года, когда было сокращено 1,96 млн рабочих мест.
В сочетании с ростом безработицы и потерей рабочих мест в марте новые данные подчеркнут резкий разворот ситуации на рынке труда, где еще в феврале безработица оставалась вблизи полувекового минимума 3,5%, а тренд непрерывного роста рабочих мест продолжался уже 113 месяцев подряд.
Но даже при этом статистика по сокращенным рабочим местам и уровню безработицы будет выглядеть менее удручающе, чем предполагает резкий рост числа заявок на пособие по безработице, ввиду различий в подходах к учету этой статистики.
В совокупности эти показатели рисуют мрачную картину потерь в рабочих местах, вызванных широкомасштабным закрытием предприятий для сдерживания распространения коронавируса.
Эта картина выглядит еще хуже, если разглядывать ее через призму первичных заявок на пособие по безработицы, которые дают представление о масштабе увольнений. За охваченный апрельским отчетом период, с 15 марта по 18 апреля, американцы подали 26,5 млн заявок на пособие по безработице. Это эквивалентно 16% трудовых ресурсов и уровню безработицы выше 20%. Еще 3,8 млн заявок, поданных неделей позже, попадут уже в майский отчет.
Расчет этих данных производится с использованием разных источников и методологий. Данные по заявкам отражают число людей, еженедельно подающих заявки через департаменты труда своих штатов. Они могут быть заниженными из-за задержек в обработке большого наплыва заявок ввиду перегрузки систем. Оценки уровня безработицы и занятости Министерства труда основываются на опросах, охватывающих неделю или платежный период, включающий 12 число каждого месяца.
Стоит учитывать также, что в апреле рабочие места не только сокращались, но и создавались, в частности в онлайновой торговле, аптеках и сетях по доставке пиццы. По оценкам исследователей Федерального резервного банка Атланты, на каждые 10 рабочих мест, сокращенных в результате спровоцированного коронавирусом шока, было создано около трех новых.
Наконец, не все уволенные из-за закрытия предприятий работники (гостиниц, магазинов, ресторанов и аналогичных заведений) занимаются активным поиском работы, либо поскольку в этих сферах нет вакансий, либо потому что они больны, ухаживают за больными родственниками или боятся заболеть. Они в апрельскую статистику безработицы не попадут, поскольку формально не считаются частью рабочей силы.
Экономист Университета Аризоны Александр Бик каждые две недели проводит онлайновые опросы, пытаясь воспроизвести официальный отчет о занятости. По его оценкам, на неделе 12-18 апреля уровень безработицы составлял 16,2% против 20,2% в конце марта. Бик объясняет это снижение выпадением американцев из рабочей силы.
«Если вы не числитесь безработным, это вовсе не значит, что вам не нужна работа, — отмечает он. – Сейчас в эту категорию попадает очень много людей, поэтому в такие времена лучше смотреть на уровень занятости».
Процент американцев, имеющих работу, определяется как отношение числа работающих к общей численности населения. В январе их доля достигла пика с момента последней рецессии, составив 61,2%, а в марте упала до 60%. Рекордный минимум 54,9% был зафиксирован в 1949 году, когда работало гораздо меньше женщин.
Данные Бика показывают, что в середине апреля уровень занятости среди 18-64-летних снизился до 55,8%, то есть с середины марта число рабочих мест уменьшилось на 34 млн.
По его данным, сокращения больше сказались на женщинах, нежели на мужчинах, хотя в последние недели темпы увольнения среди мужчин ускорились из-за сокращения рабочих мест в строительстве и офисах. Бик также обнаружил более масштабные сокращения среди работников старше 50 по сравнению с более молодыми сотрудниками.
Рассчитываемый Министерством труда показатель U-6 отражает, помимо безработных, число тех, кто не занимается активным поиском работы, но заявляет о том, что нуждается в работе, а также работников с частичной занятостью, которые хотели бы работать полный рабочий день. По оценкам экономистов Goldman Sachs, этот показатель может подскочить до 29%, что намного выше пика 17,2%, достигнутого сразу после рецессии 2007-2009 года, и лучше отражает потери рабочих мест в результате пандемии коронавируса.
Ожидаемый в пятницу отчет может дать представление о том, рассчитывают ли американцы вернуться на свои рабочие места. Мартовский отчет показал, что 47% недавних увольнений были временными (в феврале этот показатель составлял 29%). Дальнейшая динамика занятости остается неясной. Ключевыми факторами развития событий в ближайшие месяцы станут политика штатов в отношении отмены карантинных ограничений, успешность федеральных программ по защите рабочих мест и темпы восстановления экономики.
Отчет также покажет, как последствия пандемии проявлялись в апреле в разных отраслях. Экономист Чикагского университета Джозеф Вавра выделяет шесть сегментов, наиболее уязвимых для карантина: рестораны и бары, путешествия и транспорт, развлечения (казино и парки развлечений), персональные услуги (дантисты, парикмахеры, помощники по уходу за детьми), часть розничной торговли (универмаги и автодилеры) и часть производства (производители воздушных судов и автомобилей).
Согласно данным Министерства труда, эти шесть сегментов в 2019 году обеспечивали работой 30,6 млн американцев, или 20,4% всех работников. Из них 12,3 млн человек были заняты в ресторанном бизнесе, а 6,5 млн – в уязвимой рознице. Больше всего увольнений, вероятно, будет зафиксировано среди низкооплачиваемых работников, чьи рабочие места зависят от потребительских расходов.
Тем не менее, ожидается, что отчет покажет сокращение рабочих мест в большинстве сегментов экономики, в том числе в здравоохранении, строительстве и сфере профессиональных услуг, в частности в юридических и консалтинговых фирмах. В Oxford Economics полагают, что апрельский отчет покажет сокращение 3,4 млн работников, занятых в сфере профессиональных услуг, 1,5 млн работников вспомогательного здравоохранения и 100 000 работников, занятых в сфере информации, включая СМИ и телекоммуникации.