ВАШИНГТОН, 29 апреля. Экономика США в 1-м квартале текущего года с учетом коррекции на сезонные факторы и инфляцию сократилась на 4,8%. Пандемия коронавируса подтолкнула экономику США к почти неизбежной рецессии.
Это сокращение стало самым большим квартальным падением ВВП со времен последней рецессии и просигнализировало о завершении самого длинного за всю историю наблюдений цикла экономического роста в США.
Драйвером обвала стало сокращение потребительских расходов. С учетом коррекции на сезонные факторы они снизились на 7,6% в годовом исчислении, что является самым значительным сокращением со 2-го квартала 1980 года, сообщило в среду Министерство торговли США. Инвестиции компаний тоже резко уменьшились, а государственные расходы и инвестиции в строительство жилья компенсировали этот двойной провал в потребительских и корпоративных расходах лишь частично.
«Нам еще придется какое-то время наблюдать за проблемами в экономике, прежде чем она найдет опору, — говорит главный экономист CUNA Mutual Group Стив Рик. – Думаю, что худшие показатели ВВП еще впереди».
В январе-марте 2020 года ВВП сократился впервые с 1-го квартала 2014 года, когда спад составил 1,1%. На тот момент это было максимальное падение с 4-го квартала 2008 года. Тогда, в период рецессии, ВВП сократился на 8,4%.
Отчет Министерства торговли был опубликован за несколько часов до ожидаемого заявления Федеральной резервной системы США относительно процентной ставки. В среду завершится плановое двухдневное заседание ФРС, после которого руководство центрального банка должно представить обновленный обзор состояния экономики страны. Фондовые рынки в преддверии этого выступления выросли.
В отчете министерства отмечается, что сокращение ВВП в 1-м квартале было отчасти спровоцировано реакцией правительства на распространение коронавируса, а также изданными в марте распоряжениями о соблюдении самоизоляции.
«Переход предприятий и школ на удаленный режим работы или их закрытие вызвали кардинальные изменения в спросе, сокращение и реструктуризацию потребительских расходов», — говорится в отчете.
ВВП представляет собой табель успеваемости экономики, отражая всю произведенную продукцию и все предоставленные услуги. Крупнейшим компонентом показателя являются потребительские расходы, которые представляют две трети ВВП. В 1-м квартале потребительские расходы сократились на 7,6% в годовом исчислении после роста на 1,8% в 4-м квартале: в рамках мер по социальному дистанцированию были закрыты бары, рестораны и торговые центры.
«Мы переживаем худшее экономическое событие, с которым нам, как нации, и всему миру приходилось сталкиваться со времен Великой депрессии», — отметил Эван Гринберг, генеральный директор страхового гиганта Chubb Ltd., подводя итоги финансовой деятельности своей компании на прошлой неделе.
«Экономика бездействует, — сказал он. – На то, чтобы ее вновь запустить, уйдет время, и этот процесс вряд ли пройдет гладко. Никто уже не может с уверенностью говорить о формах, масштабах или сроках».
Расходы на товары длительного пользования, включая новые автомобили и бытовую технику, сократились на 16,1%. При этом траты на товары повседневного спроса выросли на 6,9%, что, вероятно, отражает создание запасов таких предметов первой необходимости, как туалетная бумага и бумажные полотенца.
Данные Министерства торговли свидетельствуют также о снижении корпоративного спроса.
Капитальные нежилищные инвестиции, отражающие расходы компаний на программное обеспечение, исследования и разработки, оборудование и сооружения, упали на 8,6%, отметив четвертый квартал снижения подряд.
Экспорт в 1-м квартале сократился на 8,7%, а импорт – на 15,3% на фоне снижения спроса американцев на иностранные товары.
Сектор жилищного строительства оказал экономике некоторую поддержку: инвестиции в жилье выросли на 21%. Этот рост, вероятно, стал результатом снижения краткосрочных процентных ставок и мягких погодных условий, способствовавших строительству и обустройству в начале квартала.
Совокупные государственные расходы в 1-м квартале выросли на 0,7% в годовом исчислении.
Туристическое агентство Vacations To Go, специализирующееся на круизах, едва успело отпраздновать успех 2019 года, как в феврале вспышки коронавируса на круизных лайнерах выбили почву из-под ног круизного бизнеса, рассказывает генеральный директор агентства Эмерсон Хэнкемер.
«С поступлением плохих новостей наш бизнес начал угасать», — вспоминает он. До пандемии в компании работало 950 человек. Теперь их осталось около 200.
«Мы надеемся, что это временно, но пока очень мало ясности, — говорит Хэнкемер. – Агентство продолжает работу, но занимается в основном обработкой или переносом отмененных поездок».
Готовясь встречать 2020 год, 34-летний Пол Фидер из штата Мичиган мог с уверенностью сказать, что экономика его городка процветает. Это было видно в той щедрости, с которой местные жители украшали свои дома.
«Жизнь людей улучшалась, и это чувствовалось», — говорит он.
Фидер тогда прошел предварительный отбор среди кандидатов на работу своей мечты – менеджера по развитию бизнеса в онлайновом магазине. Сегодня компания, в которой он хотел работать, новых работников не нанимает, а Фидер боится, что потеряет и нынешнюю работу менеджера по цифровому маркетингу.
«Каждый день какие-то головокружительные виражи, — говорит он. – Очень много неопределенности и очень трудно понять, чего ждать в будущем».