Сокращение добычи не поможет цене на нефть восстановиться
Планы по сокращению добычи нефти беспрецедентны, но даже их будет недостаточно, чтобы стабилизировать рынок, спрос на котором упал почти на 30%.
Страны ОПЕК договорились сократить добычу на 10 млн баррелей в сутки (б/с) — в разы сильнее, нежели в ходе декабрьского раунда соглашений (1,7 млн б/с в сравнении с октябрем 2018 года). Но это, вряд ли, поможет цене на нефть восстановиться.
Причина — торможение нефтяного спроса. В наступившем втором квартале, согласно апрельскому прогнозу Управления энергетической информации Минэнерго США (EIA), глобальное потребление снизится чуть более чем на 13 млн баррелей в сутки (б/с) в сравнении с четвертым кварталом прошлого года (88 млн против 101,3 млн б/с).
Еще более консервативную оценку приводит Rystad Energy, по прогнозу которой в апреле падение спроса составит 27 млн б/с, а в мае и июне — 20 млн и 15 млн б/с, соответственно.
В связи с этим участникам сделки придется «выводить» с рынка как минимум 15 млн б/с.
Участие в подобной сделке будет очень сложной для России, которая предварительно согласилась снизить добычу до 8,5 млн б/с, при том что в феврале она составила 11,3 млн б/с (данные ЦДУ ТЭК). Это означает сокращение на 139,4 млн т в год. Это четверть от прошлогодней добычи в целом по России (561,1 млн т).
Сокращение добычи потребуется консервация скважин, которая сопряжена с высокими издержками. К примеру, в 2019 году в России была введена в строй 7 861 новая скважина, из них лишь 6% пришлось на долю фонтанных скважин (510 единиц), эксплуатация которых не столь затратна, нежели скважины, для работы на которых применяются штанговые и центробежные насосы (91% от введенных в прошлом году скважин, 7 150 единиц).
Последующая расконсервация скважин также потребует от компаний дополнительных расходов.
Но, например, «Лукойл» в марте уже объявил о намерении сократить издержки на $1,5 млрд, т.е. на 19% в сравнении с прошлогодними капитальными затратами.
Сделка наверняка встретит в отрасли негласный протест, тем более что на предыдущих этапах соглашений «Газпром нефть» высказывалась за пересмотр квот, а «Роснефть» и вовсе требовала от них отказаться.
С таким протестом сделка уже столкнулась в лице Мексики, которая не пошла навстречу предложению сократить добычу на 400 000 б/с, ограничившись квотой в 100 000 б/с.
При этом к соглашению не присоединилась Норвегия, которая участвовала в переговорах лишь в качестве наблюдателя и которая, по прогнозу ОПЕК, в нынешнем году увеличит добычу на 300 000 б/с (до 2,04 млн б/с). Несмотря на призывы ОПЕК, координировать сокращение добычи не стали и Соединенные Штаты.
По оценке Wood Mackenzie, при среднегодовой цене Brent в $35 за баррель (против $64 в 2019 году, согласно данным Всемирного банка) нерентабельными станут мощности по производству 4 млн б/с, а при цене в $25 объем выпадающей добычи увеличится до 10 млн б/с.
Рынок после выхода из глобального локдауна наверняка выйдет на новое ценовое плато. И, вероятнее всего, ценовой уровень будет намного ниже, чем в предыдущие годы.
Пока ясно одно: от сильного падения цен на нефть больше всего выигрывает Китай. Чем ниже цены, тем легче ему будет восстанавливаться и наращивать экономический рост.
А нынешнюю «проблемную» сделку придется пересмотреть или отменить.
P.S. Что Вы думаете про цены на нефть? Кто, по Вашему мнению, выигрывает от «нефтяной войны»?
Р.P.S. Анализ происходящего. Инвестидеи. Новинки книг и кино https://t-do.ru/kudaidem
Ну, а по 50 баксов Сечин обещал нефть в конце года — ждите.
Он добавил, что действия Саудовской Аравии по увеличению добычи в условиях пандемии коронавируса были «непростительными» и «не будут забыты». www.interfax.ru/world/703789
Как говаривал один «классик»- «Не сметь стрелять по Багдаду, лучше вместе… банём по Тбилисси»