Президент до сих пор не принял никаких решительных мер в борьбе с вирусом.
Возможно, он считает эти меры «непопулярными» — и видит в них угрозу своему рейтингу. Однако правительство также не спешит вводить в стране режим чрезвычайной ситуации. В России разбираться с коронавирусом в основном приходится регионам, вынужденным брать инициативу на себя.
Все основные решения о введение чрезвычайных мер президент перекладывает на правительство в лице премьер-министра Михаила Мишустина.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков постоянно перенаправляет журналистов с их вопросами о возможном введении режима ЧС к правительству. 30 марта он сделал это так: «Вопросы можете адресовать в правительство, в оперштаб» (цитата по ТАСС). 1 апреля Песков прямо ответил корреспонденту ТАСС, что в Кремле не обсуждается возможность введения в России режима ЧС из-за пандемии коронавируса.
Прежде президентов не пугала возможность прямого введения чрезвычайной ситуации. Путин своим указом вводил ЧС в 2019 году во время наводнения в Иркутской области. Тогда этот режим не предполагал каких-либо мер по всей стране, зато предусматривал привлечение военных.
Летом 2010 года, когда в России были пожары, президент Дмитрий Медведев объявил режим ЧС в нескольких регионах, но тогда тоже в ликвидации пожаров были задействованы вооруженные силы. Это важная особенность полномочий президента в отношении ЧС: по закону такие решения выносятся на президентский уровень только при необходимости «специальных мер реагирования», то есть использования войск.
Наверно, Путин не хочет «пугать народ» громкими наименованиями чрезвычайных мер. В итоге для них подбираются максимально нейтральные названия — «всеобщая самоизоляция», «нерабочая неделя». Даже слово „карантин“ стараются не употреблять.
Вероятно, федеральная власть не вводит чрезвычайные режимы из-за правовых последствий (например, граждане имеют право на компенсацию ущерба, возникшего из-за чрезвычайной ситуации).
Существует и психологическая составляющая — стремление рассказывать об исключительных обстоятельствах в бытовой риторике, демонстрируя, что все «как будто бы в порядке».
По видимому, и Мишустин «боится» принимать такие решения и к тому же сильно озабочен своим имиджем. Он остается в образе, технического премьера, серьезные меры он не может или не хочет брать на себя.
Но подписанные 1 апреля Путиным поправки в закон о чрезвычайных ситуациях дали право правительству Мишустина самому вводить режим ЧС на федеральном и региональном уровнях — и устанавливать обязательные для исполнения правила поведения для граждан и организаций.
Дмитрий Песков, 31 марта, заявил, что расширение полномочий правительства «естественно». «Президент обладает этими и целым набором иных полномочий… Но непосредственный менеджмент ситуации по борьбе с распространением коронавируса осуществляется именно на уровне правительства, и штаб возглавляет премьер Мишустин, собственно работает днем и ночью», — сказал Песков.
Впрочем, и по старому закону о чрезвычайных ситуациях правительство могло вводить особый режим по всей стране. Полномочия вводить режим ЧС федерального характера есть у постоянной правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций: ее состав утверждает правительство, а руководит ей глава МЧС — сейчас это Евгений Зиничев. Задача этой комиссии состоит в основном в координации всех органов власти, которые участвуют в борьбе с последствиями ЧС. Но правительство Мишустина пока не задействовало этот механизм.
ЧТО ТАКОЕ ЧС И ЧП?
Правительство имело возможность ввести по всей стране ограничительные меры — карантин. Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что правительство может ввести карантин на всей территории России, если это предписывает главный санитарный врач.
Карантин подразумевает административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, которые могут предотвратить распространение инфекционных заболеваний. Например, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Но карантин вводится только при угрозе возникновения и распространения заболеваний из специального перечня Роспотребнадзора. А COVID-19 в этом перечне нет.
Не было и предписания главного санитарного врача России Анны Поповой о необходимости введения карантина по всей стране. Выпущенное ею 30 марта постановление адресовано руководителям регионов, территориальных отделений Роспотребнадзора и так далее — но не подразумевает общего карантина.
Несмотря на то что губернаторы имеют право вводить режим ЧС на своей территории, ни московские власти, ни региональные пока на это не пошли. Вместо этого Москва, а за ней и многие регионы сначала объявили режим повышенной готовности — по закону это еще не ЧС, но угроза возникновения этого режима уже существует. В конце марта в столице и регионах стали вводить «режим самоизоляции» — несуществующее в законодательстве понятие.
29 марта мэр столицы Сергей Собянин подписал очередные изменения в свой указ «О введении режима повышенной готовности», среди прочего обязывающее граждан соблюдать режим изоляции на дому. В тот же день премьер-министр Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами прямо порекомендовал руководителям других регионов «обратить внимание на опыт коллег и проработать возможность введения подобных мер в своих регионах».
После этого почти по всей стране — в 75 регионах на 1 апреля — ввели те или иные ограничения на передвижение и варианты «самоизоляции» граждан. Но только в двух из них — Астраханской области и Краснодарском крае — в указах губернаторов есть слово «карантин».
15 марта президент назначил Собянина руководителем рабочей группы по противодействию распространению коронавируса, а 17 марта мэр столицы стал первым заместителем председателя правительственного координационного совета по борьбе с коронавирусом (им руководит премьер Мишустин).
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объяснял, что рабочая группа по отношению к координационному совету — это «рекомендательный орган» для обмена опытом и сбора информации из регионов.
Многие губернаторы давно хотят большей определенности и решительности в действиях федерального центра. Или хотя бы какого-то образца действий, чтобы было понятно, что можно и нужно делать.
Часто они просто берут за образец действий Москву постфактум. Но губернаторы уже просят остановить авиа- и железнодорожное сообщение между регионами (СМИ писали, что этот вопрос обсуждался в правительстве).
Но, возможно, отсутствие решительных действий со стороны федерального центра — положительный фактор и, чем больше он сейчас передает исполнительной власти, тем лучше. (По материалам Meduza)
P.S. Как Вы считаете, какие меры должны сейчас предпринимать Президент, Правительство, губернаторы для противодействия распространения вируса?
P.P. S.Анонсы деловых событий онлайн t.me/SmartEventMos
Анализ происходящего. Новинки бизнес-книг и умное кино. t.me/kudaidem Подпишитесь — будьте в курсе.
https://www.youtube.com/watch?v=YP_NLyQvWYg
А в сентябре он уйдет и многое изменится
посмотрим реализацию. А вообще, если посмотреть со стороны, его действия похожи на разрушение государственных устоев — то ли умышленно расчищают почву, то ли мозг отказывает в разуме