Одним своим твитом президент США Дональд Трамп добился того, чего не происходило в предыдущие десятилетия при войнах, государственных переворотах, террористических нападениях и заседаниях ОПЕК. Одним твитом Трамп спровоцировал рост котировок нефти почти на половину.
Однако удержание цен на более высоких уровнях будет непростым делом. К концу сессии четверга цены на нефть Brent утратили значительную часть первоначально достигнутых позиций. Часть проблемы в том, что предположения Трампа могут не оправдаться. Но более важно, что российско-саудовское сокращение добычи может не возыметь нужного эффекта.
По словам Трампа, саудовский кронпринц Мухаммед бен Салман ранее провел беседу с российским президентом Владимиром Путиным, и стороны могут «сократить добычу примерно на 10 млн баррелей или немного больше». Однако 10 млн баррелей в день – это огромный объем, соответствующий примерно половине от совокупной добычи России и Саудовской Аравии. Столь значительное снижение добычи стало бы беспрецедентным для ОПЕК, даже если в нем будет участвовать такая страна, как Россия.
Позже в пятницу российское правительство опровергло факт беседы с саудовцами. Однако Россия, вероятно, все же пойдет на некоторое снижение добычи, поскольку вынуждена это сделать. Беспрецедентное падение спроса привело к невостребованности некоторых партий нефти и к стремительному наполнению хранилищ. Ценовая война двух ведущих мировых производителей нефти пришлась на очень неподходящий период, когда спрос резко упал ввиду пандемии Covid-19.
Масштаб ралли, вероятно, трудно объяснить тем, что трейдеры поверили президенту США, учитывая нереалистично высокий объем возможного сокращения добычи. Многие владели крупными короткими позициями по фьючерсам, и были вынуждены закрывать их. Теперь такие трейдеры располагают капиталом для открытия коротких позиций на более высоких ценовых уровнях и могут заработать на этом.
Способом саморегулирования медвежьего рынка нефти может быть реакция наиболее высокозатратных производителей, которым сложно покрыть производственные расходы, и они сдаются первыми. Среди таких производителей – компании, ведущие добычу в канадских нефтеносных песках. Что касается Саудовской Аравии – она несет серьезные потери, но себестоимость ее добычи – очень низкая. Основная часть российской нефтедобывающей отрасли также вполне жизнеспособна при текущих ценах. И Саудовская Аравия, и Россия могут пойти на небольшое снижение добычи, но по исключительно техническим причинам.
Но даже если к сокращению добычи присоединятся более высокозатратные производители, время для этого, вероятно, уже ушло. Сформировался избыток предложения объемом примерно 20 млн баррелей в день, который уже отражается на рынке хранения и траснспортных поставок. Трубопроводы и супертанкеры доставляют нефть на НПЗ, которым она не нужна, так как потребление бензина и дизельного топлива сократилось.
В приоритете может оказаться продажа нефти, даже в случае дальнейшего падения котировок ниже недавнего 18-летнего минимума. Аналитики Citigroup ожидают, что цены в апреле могут проверить на прочность отметку 10 долларов за баррель. Для приостановки добычи на некоторых месторождениях не хватит пары недель, и это означает, что давление на физический рынок будет усиливаться, какие бы договоренности ни были достигнуты.
Сейчас Соединенные Штаты являются крупнейшим производителем нефти в мире. Какая роль отведена им? Россия и Саудовская Аравия, могут получить то, чего они давно добиваются. Москва и Эр-Рияд могут сыграть выбранные ими роли, сократив добычу в краткосрочной перспективе.
При этом добыча в США в конечном счете и так уменьшится на фоне нехватки инвестиций в капиталоемкую разработку сланцевых месторождений. Однако добыча может оставаться на относительно высоком уровне в течение нескольких недель, даже на фоне увеличения числа банкротств среди сланцевиков.
Если кризис продолжится, что сейчас кажется вполне вероятным, нефтяной сектор США, который так рьяно защищает Трамп, значительно сократит производство. Ни одна скважина на сланцевых месторождениях не может быть рентабельной при текущем уровне цен с учетом исчерпания ресурсов хранения и транспортировки нефти в Америке. Падение производства, вероятно, будет более глубоким, чем в условиях медвежьего рынка 2014-2016 годов. При этом восстановление займет больше времени, чем в означенный период.
Производители, включая Саудовскую Аравию и Россию, в понедельник обсудят возможность сокращения добычи как минимум на 6 млн баррелей в день. Кроме того, производители рассматривают возможность участия американских производителей нефти в переговорах.
Между тем ОПЕК не будет сокращать добычу, если не получит сигналов от американских компаний о том, что они также будут ограничивать производство нефти. Даже если соглашение будет заключено, любое решение “не будет мгновенным, а его влияние проявится лишь через несколько месяцев”, отметил Гарри Чилингирян из BNP Paribas.