Правительство планирует создать в России систему отслеживания больных коронавирусом и оповещения людей о контактах с инфицированными.
Как может быть устроена эта система и чем грозит ее применение?
Мишустин 23 марта распорядился создать в России систему отслеживания людей, контактировавших с инфицированными COVID-19. Поиск будет организован на основе данных сотовых операторов о геолокации сотовых телефонов. Людям придут сообщения о факте контакта с заболевшим и о необходимости самоизоляции.
Готового программного обеспечения «под это поручение» не существовало. Разработчики предлагают интегрировать системы для сбора и анализа данных операторов с информационными системами Минздрава.
Москва еще в феврале решила информировать горожан о контактах с больными коронавирусом. Об этом говорилось в плане действий по предупреждению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом в столице от 27 февраля. В рамках «подготовки системы здравоохранения к ЧС» до 12 марта ДИТ Москвы должен был разработать и вести базу данных людей, контактировавших с больными, для организации медицинской работы с ними. Мэрия также планировала рассылать СМС и пуши о факте контакта с зараженными всем, кто имел этот контакт. Находить тех, кто контактировал с заболевшим и членами его семьи мэрия планировала в течение 12 часов с момента постановки диагноза с помощью данных геолокации телефона и видеонаблюдения.
Жители Москвы, вернувшиеся из стран с неблагополучной эпидемиологической ситуацией, получали СМС с рекомендацией соблюдать режим самоизоляции на дому в течение 14 дней, в том числе вместе с сожителями. Отправителем СМС выступал ДИТ.
На текущий момент операторы отправляют информацию о тех, кто прилетел.
Соответственно, у властей есть номера телефонов тех людей, кто вернулся из неблагополучных по COVID-19 стран и не заявил о себе, и с ними «проводится информационная работа». Очень часто люди, которые прилетели, не следуют рекомендациям о самоизоляции на дому, а информационная работа с ними осложняется тем, что граждане используют несколько телефонов.
Власти хотели бы, чтобы у них также была информация о контактах больных коронавирусом, об их передвижении.
26 марта МВД сообщило, что в России более 500 граждан привлечено к ответственности за нарушение карантина по COVID-19.
27 марта профильный комитет Госдумы одобрил ужесточение ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, в том числе карантина.
Зная номер человека, можно вычислить, с кем он общается, кроме того, можно посмотреть по геолокации.
В идеале все чиновники хотели бы, чтобы все заработало как в Китае, но геолокацию на текущий момент никто из корпоративных юристов не согласовал. Юридических оснований пока для этого нет.
В проекте системы отслеживания контактировавших с больными «много «но». Для ее реализации нужна соответствующая нормативная база.
Конституция РФ запрещает разглашать подробности частной жизни человека, в том числе его передвижения по территории России и за ее пределы. Распространение сведений о частной жизни гражданина возможно только с его согласия.
ФЗ «О персональных данных» и «О связи» обязывают операторов обеспечивать конфиденциальность персональных данных абонента, в том числе о его местонахождении.
Для отслеживания местоположения абонента оператору необходимо получить его письменное согласие на это. Например, путем личной подачи такого заявления в офис оператора связи, либо путем предоставления согласия в мобильном приложении или отправкой СМС.
Вместе с тем, в определенных законом случаях персональные данные абонента могут разглашаться без его согласия, например, при вызове экстренных служб по телефону 112. «ФЗ «О связи» и соответствующий приказ Минкомсвязи обязывают оператора предоставлять экстренным службам информацию о местоположении звонящего без согласия абонента. Вероятно, если власти пойдут путем несогласованного с абонентом определения его местоположения, будет необходимо принятие поправок в действующее законодательство.
Создание системы отслеживания контактов больных коронавирусом – это инициатива правительства, и поправки в законодательство для нее не обязательны, рассказал глава думского комитета по информполитике Александр Хинштейн. «Здесь можно найти механизм, как это делать без поправок. По сути, на земле уже так происходит. Я вернулся вчера ночью из региона. Я знаю, как в Самарской области это реализуется – силами в том числе правоохранительной системы, и МВД в списке порученцев, как и ФСБ»
По словам депутата, региональные власти должны были установить местонахождение всех людей, которые вернулись из-за рубежа и являются потенциальными носителями коронавируса. «По городу Самаре порядка 12 000 тех, кто вернулся. Примерно у полутора тысяч местонахождение не установлено, и эта цифра снижается. Силами полиции, участковых до людей доводится информация о необходимости соблюдать режим самоизоляции, и есть примеры, когда людей принудительно направляют на лечение, и приставы эти решения исполняют». Хинштейн утверждает, что поиск этих людей проводился в том числе через использовании сотовых телефонов. Кроме того, по его словам, владельцы камер видеонаблюдения также предоставляют записи.
«Государство сегодня должно принимать чрезвычайные меры использовать для этого все возможности, даже в каких-то моментах находясь, скажем, на грани права. Потому что информация запрашивается в рамках санитарно-эпидемиологических норм. Но мы понимаем, что общественная опасность этого гораздо выше, чем любое преступление»,- заявил Хишнтейн.
С технической точки зрения есть несколько вариантов организации федеральной системы отслеживания контактов больных с коронавирусом и последующего информирования этих людей — в зависимости от сценария в ней можно использовать опыт рассылок от МЧС, а также оборудование системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ).
В Москве уже есть «адекватная система», а в регионах эту работу проще переложить на плечи операторов связи, рассказал бывший глава ДИТ, президент АНО «Умные города» Артем Ермолаев.
«Единственный вариант развернуть систему на всю страну — это делать на основе операторов связи, когда каждый субъект будет подавать в «большую тройку» перечень телефонов инфицированных и опасных людей и сотовые операторы будут смотреть по геолокации, с какими номерами рядышком пересекались и просто сообщать, что вы были [в контакте с больными]», — сказал Ермолаев. Номера телефонов больных коронавирусом представители региональных властей сообщат операторам, «когда будут ставить диагноз». Регламент самих рассылок при этом можно организовать по примеру рассылки уведомлений о ЧС.
Информацию о геолокации сотовых телефонов лучше уточнять при помощи данных с камер видеонаблюдения.
Например, зараженный человек находится в супермаркете, и сотовый оператор дает облако телефонов, которые находятся в этом же помещении в радиусе 300 метров, кто-то ближе, кто-то дальше от зараженного. Камеры видеонаблюдения, которые имеют функцию распознавания и видеоаналитики, могут уточнять окружение человека. Если человек в это время еще что-то покупает и платит, информация будет еще точнее: чем больше источников, тем точнее информация».
Систему можно создавать на основе большого объема данных, которые собирают сотовые операторы, «Яндекс», комплексы фото- и видеофиксации, операторы систем видеонаблюдения «Безопасный город», банки и розничные сети.
Везде, где человек оставляет цифровой след, его можно идентифицировать и определять местоположение. Поэтому, собрав эту информацию у одного оператора и ее правильно верифицировав, можно с достаточно большой точностью отслеживать перемещения человека и его контакты.
При контроле населения — особенно в мегаполисе - интересно учитывать данные от транспортных систем, в том числе, информацию транспортных карт, служб такси, каршеринга, аренды велосипедов, а также данные от платежных систем.
Участие информационных агрегаторов в таком проекте было бы так же логично.
Руководитель одного из операторов «большой тройки» сомневается, что подобную систему оповещения в принципе «реально создать».
Выяснить, что человек находился рядом с другим человеком и потом предупредить, это очень труднореализуемый сценарий ».
При этом оператор «видит» только своих абонентов и о других номерах, которые находились рядом со своим, информации не имеет. Абоненты региональных и иностранных операторов также могут оказаться «вне поля зрения», не понятно, как их предупредить о контактах с больными коронавирусом.
Точность геопозиции, доступная операторам, не позволит сама по себе достоверно определить контакт потенциального переносчика инфекции с другими жителями, но сможет однозначно установить факт перемещения терминала и его регистрации, например, в зоне базовой станции, обслуживающей торговый комплекс, если он, нарушив карантин, отправился туда.
Далее, в действие вступают механизмы больших данных, которые могут с определенной степенью вероятности выявить круг общения этого человека. Например, факт телефонных соединений, регистрация с другими номерами на одинаковых базовых станциях, часто совпадающая по времени.
Это можно считать надежным средством индикации нарушения карантина, но грубым средством определения потенциального контакта. В зону риска по таким данным попадет значительно больше людей, чем действительно контактировавших с нарушителем.
Так же возможен анализ трафика от всех операторов на стороне госструктур через СОРМ.
Реализация алгоритмов анализа — постоянный процесс. Что-то можно анализировать уже сейчас, какие-то паттерны прорабатываются по потребности. Более эффективным средством видится анализ по соцсетям.
В рамках системы оповещения абонентов о контактах больных коронавирусом целесообразно использовать оборудование СОРМ, в том числе оборудование для реализации «закона Яровой», которое записывает весь трафик и сообщения абонентов. Дополнительное программное обеспечение в сочетании с функционалом СОРМ позволят наблюдать за абонентами всех операторов одновременно, организуя рассылки их контактам.
Оборудование СОРМ в том числе определяет местоположение абонента.
В России давно развернута система СОРМ, где интегрируются данные от сотовых операторов. СОРМ позволяет примерно определить, кто с кем рядом находился.
Соответственно, если выяснится, что человек болеет, немедленно будет найден круг его контактов и им будут высланы уведомления.
В принципе это расширение методики, по которой работают специальные службы при поиске и расследовании преступлений, но в целях предупреждения заболевания.
Ведь контакты мы все сокращаем, чтобы инфекция не добралась до групп риска через тех людей, которые даже не заметят, что они стали переносчиками.
Зарубежный опытВ Южной Корее власти страны уже начали отслеживать контакты больных коронавирусом, предупреждая других людей о рисках. Как сообщала BBC, представители центра по борьбе с распространением заболеваний Южной Кореи сначала проводят интервью с пациентом. Чтобы уточнить полученную информацию или узнать то, о чем он, возможно, не хочет говорить, власти используют данные GPS, записи камер видеонаблюдения и данные о трансакциях кредитных карт. Далее формируется текст для СМС-рассылки. Типичный пример сообщения: «Женщина 60-ти лет сдала положительный тест. Пройдите по ссылке, чтобы узнать места, которые она посетила до того, как была госпитализирована».
В Южной Корее люди получают на свои смартфоны от 3 до 5 срочных сообщений от властей в день. Такое информирование и отслеживание контактов больных коронавирусом помогли стране обуздать эпидемию.
В Южной Корее после вспышки вируса MERS (ближневосточный респираторный синдром) в 2015 году серьезно изменилось регулирование в отношении раскрытия информации об инфекционных больных. Тем не менее, в некоторых случаях СМС-рассылки о коронавирусе вызывают в Южной Корее жалобы пациентов на раскрытие персональной информации.
P.S. Как Вы относитесь к отслеживанию контактов больных коронавирусом? Какие меры нужны для минимизации эффекта от пандемии?
P.P.S. Анализ происходящего, новинки бизнес-книг и умное кино t-do.ru/kudaidem
Анонсы деловых событий онлайн t.me/SmartEventMos Подпишитесь — будьте в курсе.
Тем более в условиях самоизоляции.