Еще в 1997 году я был юристом по долгосрочному управлению капиталом (LTCM). У нас в штате было два нобелевских лауреата. У нас была команда докторов наук из Массачусетского технологического института, Гарварда, Йеля, Стэнфорда и т. д. Другими словами, на нас работали одни из лучших умов в области финансов .
Я доверял всем этим докторам наук и Нобелевским лауреатам, потому что они принесли нам много денег. У меня не было причин сомневаться в них.
Затем начался азиатский финансовый кризис. К тому времени, когда кризис закончился, я потерял 92% своих собственных денег.
Предположим, что у вас есть номер на 100 человек. Если бы два человека внезапно выскочили из комнаты, большинство других, вероятно, не обратили бы на это особого внимания. Но если половина людей в комнате вдруг выбежала наружу, то другая половина, вероятно, сделает то же самое.
Они могут не знать, почему первые 50 человек ушли, но вторая половина просто предположит, что произошло что-то серьезное. Это может быть пожар или угроза взрыва бомбы или что-то в этом роде.
Главное-определить переломный момент, который заставляет людей действовать. Двух сбежавших людей недостаточно. 50 конечно есть. Но, возможно, уход 20 человек может вызвать панику. Или, может быть, число равно 30 или 40. Ты просто не можешь быть уверен. Но суть в том, что 20 человек из 100 могут спровоцировать цепную реакцию.
Так что если вы используете доллар как меру всех вещей, то это выглядит так, как будто золото идет вверх или вниз. Но я думаю о весе золота. Одна унция золота — это одна унция золота. Если сегодня у меня есть унция золота, и я положу ее в ящик, и вернусь через год и выну ее, у меня все еще есть унция золота. Другими словами, он не поднимался и не опускался.
Возможно, цена доллара и изменилась, но для меня это функция доллара, а не функция золота. Так что, опять же, я не думаю об этом как об инвестициях.