Поразительно, как глобальный шок подсвечивает настоящие, а не мнимые пузыри. Рынки десятилетиями могут смотреть в другую сторону, искать уязвимости к
предыдущим шокам, готовиться к
прошлой войне. Почти как потерявший в темноте ключи, который ищет только там, где светло. Искали в Тесле и Фейсбуке, в биткоине и гособлигациях. А пузырь, готовый лопнуть в любой момент и накрыть (пусть и ненадолго) всю систему, все это время незаметно надувался в наших с вами турпоездках. То есть, в главном после алкоголя способе отдохнуть и расслабиться у значительной части человечества, включая миллионы разбогатевших азиатов.
Стартапы типа AirBnB, объединившие путешественников и рантье по всему миру, оценивались в десятки миллиардов — и это отражение беспрецедентной в истории свободы передвижения. Сотни тысяч людей ежедневно вселяются в чужие дома и квартиры в странах другой культуры и другого климата. Колоссальные деньги вкладываются в гостиничные и ресторанные бизнесы,
рассчитанные исключительно на иностранных туристов и командировочных. Профессиональная деятельность последних нередко сводится к бесконечным бизнес-трипам, участию в офлайн-конференциях, многие из которых фактически не имеют смысла, но ездить и общаться
принято,
привычно, и за счет компании совсем не дорого. Но и не будучи бизнесменом, не проблема взять и поехать на уикенд в другую страну — вслед за футбольной командой, или походить по магазинам, или просто так. Именно для этого созданы десятки бюджетных авиалиний. А по прилету вас довезут на бюджетном убере в бюджетный хостел. И многим даже виза не нужна.
Эти возможности — доказательство экономического прогресса. Только вот оказалось, что система катастрофически уязвима. Теперь понятно, что появление вируса было делом времени, что система здравоохранения практически нигде в мире не подготовлена к эпидемиям, и что вирусология и разработка вакцин не соответствуют вызовам времени, несмотря на разрекламированные прорывы в сфере биотехнологий и генетики.
Судя по Китаю, пандемию реально остановить. В глобальной экономике тоже, скорее всего, обойдется без катастрофы. Но восстановятся ли отрасли «туристического пузыря» и оценки флагманов — в диапазоне от Booking.com и Marriott до Ryanair и Boeing? Забудут через месяц? Или пока не изобретут универсальной вакцины, будут дисконтировать с учетом вновь обнаруженного риска? На этот вопрос ответа пока нет.
Впоследствии он был недоволен моим советом, потому что ЕГО турфирмы не обанкротились и ЕГО сокращение спроса оказалось незначительным.
А с точки зрения глобальной экономики, непотраченные на турпоездки деньги либо будут потрачены иначе, скажем, на покупки, или будут потрачены позднее. В общем, как-то не страшно вцелом, хотя может быть очень неприятно локально. Одни компании не выживут, другие расширят рыночную нишу, когда все закончится.
Гораздо хуже придётся капиталоёмким отраслям связанным с туризмом, это и отели и авиакомпании и лизинговые компании.
Да и из-за текущей ситуации пострадает логистика товаров, фрахтовики и т.д. Там цена простоя многократно выше чем у несчастного букинга.