Экономика России и борьба на рынке нефти
Страны – экспортеры нефти из ОПЕК+ выбрали войну. От этой войны выиграют импортеры нефти – Китай и Европа в первую очередь.
Картели – достаточно сильный фактор, определяющий рыночные цены, но одновременно очень хрупкий.
Россия считает, что заставит страны ОПЕК сокращать добычу в одностороннем порядке.
До 9 марта падение цен на нефть объяснялось несколькими объективными факторами: зима была очень теплой, а ситуация с коронавирусом сокращала (и сокращает) потребление нефти во всем мире.
Китай уже показал примерно 20–25%-ное снижение нагрузки на предприятия.
Правительства десятков стран готовы вводить широкие карантинные меры.
Очевидно, нужно сокращать добычу, чтобы удерживать цену на нефть. Но, в картелях, возникает вопрос: кто собственно, будет это делать?
Эту проблему можно разобрать в нескольких вариантах. Самый примитивный– посмотреть полную стоимость добычи нефти.
Операционная себестоимость добычи у основных экспортеров ниже $30 за баррель (у США – около $23, России – $20, Саудовской Аравии – $9).
Проще всего США – они в картеле не участвуют, их бюджет на добычу нефти не завязан, экспорт нефти невелик, сланцевую добычу легко остановить и начать заново, когда цена подрастет.
У России, чей бюджет сильно зависит от налогов с добычи углеводородов, номинально профицит сохраняется до уровня $40 за баррель, но лучше бы цена на нефть держалась выше $45 за баррель.
У Саудовской Аравии цена на нефть, балансирующая бюджет – $47,5 за баррель.
Сделка не состоялась, добыча не сокращается. Нефть на вечер 9 марта торгуется по $33–36 за баррель (Brent – WTI) – падение за месяц составляет почти 50%. В моменте это наносит куда более серьезные убытки России, чем гипотетическое сокращение добычи на 3%.
Формальное обоснование отказа России от соглашения было названо – дескать, сильное падение цены на нефть выведет из игры перекредитованных сланцевых производителей в США. Объяснение это не учитывает простейших реалий: производство сланцевой нефти легко свернуть и развернуть обратно.
Может быть и такое, что Россия просто блефует, пытаясь заставить Саудовскую Аравию сокращать добычу в одностороннем порядке. У саудитов действительно ситуация похуже – с точки зрения бюджета. Зато у них значительно ниже себестоимость добычи. Кроме того, запасов нефти у саудитов больше российских в 3,5 раза – им есть смысл добывать и продавать почти по любой цене, пока вообще есть спрос на нефть. Недаром Эр-Рияд уже объявил о наращивании добычи (Россия добывает почти на пределе возможностей).
Бюджетных резервов у России и Саудовской Аравии тоже примерно одинаково – $520 и $570 млрд. Только вот в России живет 146 млн человек, а в Саудовской Аравии – 33 млн. Так что Эр-Рияд может позволить себе дефицит бюджета в течение многих лет.
Нефтяной бизнес в России получит меньше средств для развития.
Но, возможно, это приведет к тому, что Россия вынужденно сойдет с экстенсивного пути, диверсифицируется и будет развивать другие отрасли.
Импорт при падении курса рубля станет дороже. Резко сократятся сбережения.
В 2019 году было открыто рекордное количество инвестиционных счетов, ретейл-инвесторы инвестировали в растущий (вернее, восстанавливающийся) рынок российских акций. Теперь им придется переоценить свои сбережения сильно вниз. Падение курса рубля заставит общество сократить и сбережения, и покупки производимых в России товаров и услуг. Это ударит по и без того слабому российскому бизнесу.
Скорее всего, через год, цена нефти вернулась бы к своему разумному диапазону $55–60 за баррель, если бы страны ОПЕК могли действовать согласованно. Но война (даже ценовая) – это всегда разрушения и потери.
Очевидно год будет хуже, чем все могли ожидать, особенно для простых людей и оптимистичных инвесторов.
(На основе статьи Андрея Мовчана: Картельные инвесторы).
P.S. Анализ происходящего, инвестидеи, новинки бизнес-книг и умное кино t.me/kudaidem
Анонсы деловых событий Москвы t.me/SmartEventMos
Как раз СА может быстрее схлопнется. Вы забываете одно — самодостаточность.
Мы экспорт продовольствия нарастили за последние 12 более чем в 10 раз.
Они покупают.
Можно перечислять многое от оружия и трусов, но они ввозят ВСЁ!!!
Они не могут сильно играть курсом.
А мы? ЛЕГКО! Можно сделать курс 100, 200, 300 и при этом держать внутренние цены и этого не заметит НИКТО!!!
Вы думаете зря подгребли Пятерочку, а потом и Магнит?
Это же все контроля цен?
А хамоны и биржи 99% населения не волнут СОВСЕМ!!!
99% населения напрямую аукнутся девальвация, инфляция, уменьшение ЗВР, бюджетный дефицит, рецессия и т.д
А мы? ЛЕГКО! Можно сделать курс 100, 200, 300 и при этом держать внутренние цены и этого не заметит НИКТО!!!
ПодЕлитесь этим чудным рецептом достойным минимум Нобелевской премии?