Напомним, «Академик Черский» — единственное в России судно, способное дотянуть «Северный поток-2» по дну Балтики. Уложить ему осталось последний отрезок трубы длиной в 160 км в однониточном исполнении в исключительной экономической зоне Дании. Однако достройка жалких, на первый взгляд, 160 км (менее 5% от общей протяженности газопровода) превратилась в настоящую драму.
Изначально предполагалось, что сделать это сможет несамоходная баржа «Фортуна». В 2018-м это судно уложило первые 13 км обеих ниток газопровода в территориальных водах России. Баржа в целом предназначена для работы в прибрежных водах, она плоскодонная, то есть более чувствительна к волнению моря и непогоде. Тем не менее, технически она способна укладывать трубы «Северного потока-2» на глубину до 200 метров, что было бы достаточно для завершения проекта.
Что принципиально, «Фортуна» находится буквально в паре дней пути от места возможных работ — в немецком порту Мукран. Можно сказать, баржа могла бы приступить к достройке немедленно — но не сложилось.
Очень быстро выяснилось: в соответствии с законодательством Дании «Фортуна» не имеет права работать в датских водах на большой глубине. Как сообщили в Датском энергетическом агентстве (DEA), при строительстве газопровода должны использоваться суда с системой динамического позиционирования, которой «Фортуна» не обладает.
Это означало, что выбора у «Газпрома» не осталось: пришлось гнать «Академика Черского» (он как раз оснащен системой динамического позиционирования) за полмира — аж из Находки.
Но на этом проблемы не закончились. «Черский», в его первоначальном виде, оказался к укладке газопровода непригоден. Об этом заявил глава Минэнерго Александр Новак на встрече с журналистами 27 декабря. По его словам, «потребуется некоторое время на допподготовку». Причем, министр благоразумно не стал уточнять, сколько времени это может занять.
И вот теперь стало ясно — наскоро модернизировать «Черского» не получилось.
Давайте подсчитаем. Президент США Дональд Трамп подписал санкции против «Северного потока-2» в ночь на 21 декабря. После чего швейцарская Allseas, чьи суда в авральном режиме укладывали последний участок «Северного потока-2» около острова Борнхольм, немедленно объявила о приостановке работ. С тех пор прошло почти два месяца — а «Черский» только-только покинул Находку.
Что держало? Та самая модернизация, о которой аккуратно упомянул Новак. Она проходила на Находкинском судоремонтном заводе.
А ведь это — только начало. Путь до Балтики может занять до двух месяцев, а скорость укладки, вероятно, не будет превышать 1,5 км в сутки (для сравнения, суда Allseas вели прокладку намного быстрее: Pioneering Spirit — 5 км в день, Solitaire — 3 км). С такой скоростью «Черский» сможет проложить трубу не ранее, чем через три месяца после старта работ.
Кроме того, после завершения прокладки трубы необходимо будет провести ее испытания и заполнение газом, на что уйдет, вероятно, еще 1,5−2 месяца.
И это — еще не конец борьбы. Ранее немецкая деловая газета Handelsblatt сообщила со ссылкой на дипломатические круги в Вашингтоне, что США могут ввести новые санкции против проекта, если Россия попытается завершить строительство трубопровода. Новые санкции могут быть приняты уже в феврале или марте, их целью могут стать инвесторы или компании, которые будут принимать российский газ из трубопровода.
И возникает единственный вопрос: будет ли «Северный поток-2» запущен в конце 2020 — начале 2021 года, как обещал Владимир Путин?
— История с достройкой «Северного потока-2» показывает, что «Газпром» часто ошибается, — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Если бы концерн ошибся только в данном вопросе, на это можно было бы закрыть глаза. Но «Газпром» в своих оценках ошибался многократно.
Концерн, например, утверждал: не нужно обращать внимание на СПГ, на сланцевые проекты — все это якобы несерьезно. Звучали бравурные нотки: это никак не скажется на рынке газа, никаких проблем нет.
И вот мы видим: за последние 10 лет рынок газа сильнейшим образом трансформировался, и «Газпром» к этим изменениям совершенно не адаптировался. Скажем, если у России сегодня и есть сжиженный газ на экспорт — то благодаря не «Газпрому», а «НОВАТЭКу».
Точно так же «Газпром» неверно оценивал — значительно преувеличивал — зависимость Европы от российского газа. И пока концерн уверял, что европейцы никак не могут от нашего газа отказаться, Европа потихоньку выстроила мощнейшую инфраструктуру по приему СПГ.
Хронически недооценивались и действия Еврокомиссии по контролю за рынком, и потенциальная опасность такого контроля для инфраструктуры «Газпрома».
Можно сказать, руководством концерна всегда владели шапкозакидательские настроения. И они в полной мере проявились при строительстве «Северного потока-2».
«СП»: — Почему вы так считаете?
— Вся эта история происходила уже в эпоху санкций. Тот же «Академик Черский», напомню, был приобретен «Газпромом» в Сингапуре в 2015 году — после крымских событий. К тому моменту всем стало понятно: возможны любые действия в отношении проектов, связанных с Россией. Причем, именно по «Северному потоку-2» не раз говорилось, что существует угроза санкций.
Тем не менее, «Газпром» связался с иностранной компанией-трубоукладчиком, причем на 100%. Концерн вообще не страховался в этой ситуации, не продумывал альтернативного варианта, почему-то считая, что швейцарская компания не может отказаться участвовать в строительстве.
Концерн до последнего твердил, что такой сценарий невозможен. И когда швейцарская Allseas приостановила работы, едва Трамп подписал закон о новых санкциях, а спустя два дня вообще вывела суда из Балтики — это стало громом среди ясного неба, шоком для всех в России. Никому в голову не приходило, что так легко может возникнуть очень крупная проблема.
Но «Газпром» был обязан думать об этих рисках, и готовить запасной вариант.
«СП»: — Сейчас такой запасной вариант проработан?
— Да, «Академик Черский» вышел из Находки, но даже сегодня нет уверенности, что результат будет достигнут. Еще неизвестно, какой будет политическая обстановка в мире к моменту, когда трубоукладчик прибудет к месту работ. Мало ли что, вдруг Дания ужесточит требования к судам, ведущим прокладку морских газопроводов — и «Черский» окажется не у дел?!
Проблема в том, что «Газпром» действует реактивно, запоздало реагируя на ситуацию. И отсутствие резервных планов порождает ощущение, что и на этот раз решение принималось на «авось». Дескать, получится — хорошо, не выйдет — разведем руками и будем думать, что делать дальше. Все это — крайне несерьезный подход.
«СП»: — В чем причины недооценки «Газпромом» геополитических рисков?
— Это делается либо по недомыслию, либо — не знаю — по какой-то заинтересованности. Причины, я считаю, надо изучать отдельно. Но однозначно нельзя говорить, что история с достройкой «Северного потока-2» — это нормально.
Мы живем в такое сложное время, что просто не можем допускать, чтобы одна из крупнейших компаний РФ постоянно попадала пальцем в небо. За такие ошибки приходится платить — и очень дорогую цену.
«СП»: — Будет ли «Северный поток-2» достроен к концу 2020 — началу 2021 года?
— Теперь это не имеет принципиального значения — в условиях избыточного предложения газа на рынке Европы через различные российские каналы, плюс в условиях обязательств «Газпрома» по украинскому транзиту.
Нет большой разницы, когда «Северный поток-2» заработает — к концу 2020 года, или к середине 2021-го. Это теперь вопрос, скорее, имиджа России — неспособность достроить газопровод его точно не улучшает. Плюс, конечно, это еще и вопрос эффективности инвестиций в российские проекты — с точки зрения иностранных инвесторов.
svpressa.ru/economy/article/256793/?rss=1
да почему — может и достроят, авось повезет.
а у нас калибры и искандеры и шойгу 1 штук.