Райффайзенбанк намерен выйти в массовый сегмент по предоставлению брокерских услуг. На фоне снижающихся ставок по вкладам банк стремится переориентировать владельцев депозитов на потенциально более доходные инвестиционные вложения. Для поддержания уровня услуг банкам в подобных случаях придется развивать мобильные сервисы, указывают эксперты.
Райффайзенбанк намерен выйти в массовый сегмент по брокерскому направлению, рассказали “Ъ” два источника на фондовом рынке. По словам одного из собеседников, банк в последнее время активно нанимал сотрудников по данному направлению, в частности, по IT-технологиям. На сегодняшний день банк предоставляет брокерское обслуживание только премиальному сегменту с рекомендуемой суммой вложений от 1 млн руб.
В Райффайзенбанке подтвердили, что банк действительно планирует расширить присутствие на фондовом рынке за счет предоставления услуг в более массовом сегменте физических лиц. Как заявил вице-президент по брокерскому обслуживанию Райффайзенбанка Эдуард Данилов, в первой половине 2020 года планируется предложить такой продукт клиентам без ограничений на сегмент рынка и сумму инвестиций. По его словам, банк много инвестирует в цифровую трансформацию и развитие дистанционного обслуживания.
Райффайзенбанк один из старейших участников российского финансового рынка. По данным агентства Cbonds, он входит в десятку крупнейших организаторов размещений долговых бумаг. По данным Московской биржи, банк входит в 20 крупнейших операторов по операциям с долговыми ценными бумагами. Однако по числу клиентов по итогам ноября банк находился лишь на 24-м месте (7,65 тыс. клиентов). Его дочерняя управляющая компания «Райффайзен Капитал», по данным Investfunds, входит в пятерку крупнейших по управлению розничными паевыми фондами с чистыми активами в 42,2 млрд руб.
Из-за снижения ставок по депозитам на фондовый рынок массово выходят розничные инвесторы. По данным Московской биржи, количество уникальных клиентов — физических лиц с начала 2019 года выросло на 80%, до 3,5 млн человек. Среди лидеров по привлечению остаются банки, причем с развитыми мобильными платформами: Сбербанк (1,15 млн клиентов), Тинькофф-банк (0,93 млн клиентов), ВТБ (свыше 600 тыс. клиентов) и ряд других.
Росбанк год назад объявил, что запускает инвестиционный сервис для розничных клиентов (см. “Ъ” от 29 октября 2018 года). Услуга реализуется в форме автоматического финансового советника (робо-эдвайзера). Однако, по данным Московской биржи, пока банка нет в лидерах по числу клиентов. В Росбанке отмечают лишь устойчивый интерес клиентов к их сервису SmartInvest, без раскрытия информации о числе клиентов. «Мы однозначно не гонимся за долей рынка — для нас в приоритете уровень удовлетворенности клиентов»,— говорит Эдуард Данилов.
Впрочем, пока игроку, который собирается расширить свое присутствие на рынке, серьезная конкуренция не грозит. По словам президента «Финама» Владислава Кочеткова, как правило, на начальном этапе банки ориентируются на перераспределение уже существующих клиентских баз. В итоге крупные банки могут занимать существенную долю рынка, но не в ущерб другим игрокам, скорее они работают на рост клиентской базы в целом. Врио гендиректора «Открытие Брокера» Владимир Крекотень отмечает, что брокерский счет — универсальная форма хранения активов: ценных бумаг или валюты, которые можно как сберегать, так и совершать активные операции. Поэтому, по его мнению, «появление на рынке еще одного игрока, работающего и активно привлекающего клиентов, пойдет на пользу всем его участникам».
Вместе с тем, как отмечает Владислав Кочетков, в рамках брокерского обслуживания можно продавать высокомаржинальные структурные продукты, а также собственные облигации, получая дополнительный источник долгосрочной ликвидности.