Почему не все ВДО — мусорные, и наоборот
Мы все (небезосновательно) привыкли критически относиться к сектору ВДО (высокодоходных, или мусорных, облигаций). Подробный разбор отчетности, истории собственников и руководства, сомнения в реальности оценок и аудита — вот неполный набор вопросов, с которыми сталкивается любой эмитент высокодоходных облигаций. Человеческий мозг привык всегда сравнивать: если есть черное, то есть и белое. Настороженное отношение к ВДО зачастую приводит к идиализации «больших» эмитентов.
Давайте посмотрим, как дела у «Уралкалия». Макисмальная доходность по бондам — 7,25%, минимальная — 6,75%. Рейтинг эмитента — ruА от Эксперта и ВВ- от S&P. А что внутри?
Аналитический центр А.И.С.Т. опубликовал в октябре крайне занимательное исследование по группе миллиардера Д.А. Мазепина (https://yadi.sk/d/Fgmi8qfKqMafxQ). Исследование выглядит весьма мотивированным, но заставляет задуматься о фактах. А факты следующие (на основании данных сиситемы СПАРК за 2018 год):
— Риск нужно рассматривать на группу из «Уралхима» и «Уралкалия». Их контролирует одно лицо, а бизнесы тесно связаны
— Активы «Уралхима» меньше долга. То есть компания давно убыточна
— Убыток по группе за 2018 год — 45,1 млрд рублей
— Долг/EBITDA по группе 5,31. Средний по отрасли — 1,59
— Общий долг — 691 млрд рублей. При этом суммарный капитал — примерно (-60 млрд)
Да, компания пока успешно перекредитовывается, но позитивного движения не было и не видно. Основные фонды изношены, а инвестпрограммы не завершены. Встает невольный вопрос: а дали бы эмитенту ВДО с такими относительными метриками выйти на рынок? И еще один. Те ли облигации мы называем мусорными?
Вполне возможно держатель активов высосан «независимым кредитором» и в случае наезда и отжима рейдеры еще и должны будут. Не факт, что так, но подходить в лоб к такой отчетности — дело не благодарное. Другое дело, что скорее всего у этих господ есть МСФО, а у большинства ВДО — нет. У джентльменов принято верить на слово)))
Ну то есть Вы уверены что во внутренней структуре владения нет схематоза, сознательно ухудшающего показатели?
С этим сталкивается любой инвестор, а эмитент, обычно, все это пытается сделать.