В пятницу в Вене завершился очередной саммит ОПЕК+, на котором министры 24 стран-экспортеров «черного золота» приняли решение сократить добычу нефти еще на 500 тысяч баррелей в сутки.
Соглашение о стабилизации нефтяного рынка, которое было заключено еще в декабре 2016 года, подавалось как большая победа и первый скоординированный шаг нефтяных гигантов более чем за 20 лет, захлопнулось, как капкан, из которого невозможно выбраться.
Сделка, которой планировали полгода убрать с рынка излишки нефти, остается в силе уже четвертый год. За это время мировой спрос на нефть вырос на 5 млн баррелей в сутки. Но от нового рынка странам ОПЕК не досталось ничего: их добыча 32,4 млн баррелей в день упала ниже 30 млн.
Самая горькая пилюля досталась Саудовской Аравии, которая четыре года назад качала 11 млн баррелей в сутки, а сейчас — только 9,8 млн. Россия — второй по квоте участник сделки — нарастила добычу, но лишь на 700 тысяч баррелей в день.
Всю потребность в новой нефти на планете с 2017 года удовлетворяют не входящие в ОПЕК страны: за три года сделки добавили на рынок 7 млн баррелей новых ежедневных поставок — 25 супертанкеров в неделю.
США увеличили добычу на 4 млн баррелей в сутки и стали чистым экспортером нефти и нефтепродуктов, оставив ОПЕК наблюдать, как ее доля на рынке с 33,6% рушится до исторического минимума — 28,5%.
Стратегия Саудовской Аравии заключается в том, чтобы «пересидеть» американский сланец, дождаться, когда бум выдохнется, компании не смогут обслуживать долг и добыча перестанет расти, сообщает Bloomberg со ссылкой на источники в картеле.
Но при ценах около 60 долларов за баррель наращивать добычу готовы не только Штаты. В 2020 году 1 млн баррелей в сутки добавят Норвегия и Бразилия, прогнозирует Rystad Energy. Общий рост поставок из не входящих в ОПЕК стране стран будет максимальным с 1978 года — 2,3 млн баррелей в сутки (в том числе 1,1 млн — из США).
Ситуация на нефтяном рынке полувековой давности повторяется в режиме де-жавю: в 1981-85 гг Саудовская Аравия также сокращала добычу, пытаясь удержать цены около рекордной на тот момент отметки 30 долларов за баррель.
Но стратегия зашла в тупик: потеряв две трети рынка (доля упала с 17,6% до 7,1%), саудиты признали ошибку, резко нарастили добычу и за полгода обрушили цены втрое — до 10 долларов на весну 1986-го.
Когда чихнула Саудовская Аравия, простудился Советский Союз. Привыкшее платить валютой от нефти за импорт зерна, продовольствия и технологий, руководство КПСС обратилось за кредитами в Западные банки и увеличило внешний долг вдвое за три года. К 1989-му, когда обслуживать его стало невозможно, СССР начал закладывать золотой запас (через операции своп), обратился за кредитам к правительствам Запада, сдавая ракетные базы и страны Восточной Европы. Но это не помогло: к январю 1991-го, «исчерпав все запасы централизованных валютных ресурсов, страна оказалась на пороге валютного банкротства со всеми вытекающими социальными и экономическими последствиями», писал в донесении премьеру Павлову тогдашний председатель Внешэкономбанка СССР Юрий Московский.
Это банкротство состоялось 6 декабря 1991 года, когда ВЭБ СССР объявил мораторий на все внешние платежи. Еще через две недели не стало и СССР.
Но на этот раз будет иначе, уверен глава МЭР Максим Орешкин. «Если в середине 80-х годов прошлого века Саудовскую Аравию устраивала относительно низкая цена на нефть, то Советский Союз нуждался в высокой. СССР был слабым звеном и получил все проблемы, когда нефтяной рынок среагировал вниз. Сейчас ситуация зеркальная, мы с саудитами поменялись местами на нефтяном рынке», — объяснил он в интервью ТАСС в сентябре.
Чтобы бороться со сланцем, цены надо опустить до 35-45 долларов за баррель — на этом уровне, по подсчетам Промвсязьбанка находится точка безубыточности большинства сланцевых проектов. Но эта война не по карману саудовскому бюджету, которой сводит концы с концами только при нефти по 84.
Время играет против саудитов: по прогнозу МЭА, эпоха хронического роста спроса на нефть доживает свои последние годы. Уже с начала 2030х миру будет требоваться ежегодно лишь 100-200 тысяч баррелей в день новой нефти — в 10 раз меньше, чем сейчас.
«Мы должны максимально сейчас постараться добыть все, что у нас есть, и продать. Потому что потом это никому не будет нужно», — бил тревогу в феврале председатель комитета ГосДумы по энергетике Павел Завальный.
Потом, по его словам, это никому не будет нужно: за то время, пока есть спрос, «нужно успеть перестроить экономику и страну, чтобы подготовиться к будущему».
мои соображения:
1.
Стратегия Саудовской Аравии заключается в том, чтобы «пересидеть» американский сланец, дождаться, когда бум выдохнется, компании не смогут обслуживать долг и добыча перестанет расти,
в 70 х годах развилась добыча нефти на шельфе. Североморскую нефть арабам и СССР не удалось пересидеть и по сей день. Тогда тоже арабы боролись с Норвежской нефтью как сейчас борются с сланцевой
Сразу же после удачного запуска Экофиска начался североморский нефтяной бум (изрядно подогретый нефтяным эмбарго 1973 года), главными бенефициарами которого оказались Норвегия и Великобритания — остальным прибрежным странам достались «крошки с барского стола». При этом голландская «крошка» оказалась весьма крупной, немецкая и датская — мелкими, а над Швецией природа-мать посмеялась: на шведском шельфе углеводородов нет.
В разработке Экофиска активно участвовала государственная компания Hydro, которая до этого никогда не занималась добычей нефти (ее профилем была гидроэнергетика и цветная металлургия). Поэтому в 1972 году были созданы профильная норвежская госнефтекомпания — Statoil и специализированный государственный отраслевой орган — Норвежский нефтяной директорат (NPD).
Для разведки и добычи преимущественно привлекались иностранные компании с соответствующим опытом и технологиями. А Statoil свою первую операторскую лицензию (на разработку месторождения Гуллфакс) получила только в 1981 году, причем это была вообще первая лицензия, выданная норвежской компании.
В 1985 году был создан SDFI (State’s Direct Financial Interest) — фонд прямого участия государства в нефтяных операциях. До 1996 года доля государственного участия во всех лицензиях составляла 50%. В 1996 году эта доля была сокращена до 30%, а затем и до 15%. Всего деятельность SDFI распространялась более чем на полторы сотни месторождений.
В начале 2000-х годов система SDFI была реорганизована. Около 22% ее отошли Statoil и Hydro, а остальное было передано в управляющую госкомпанию Petro. Норвежские власти участвовали в нефтегазовых проектах через две госкомпании — Hydro и Statoil. 1 октября 2007 года на базе Statoil и нефтегазовых активов Hydro была создана единая компания StatoilHydro, где государству принадлежит 66,4%. Госпакетом управляет министерство нефти и энергетики. На момент объединения Statoil являлась оператором 39 месторождений, Hydro — 13. С 1 ноября 2009 года объединенная компания избавилась от второй части своего названия — Hydro — остался только Statoil. В марте 2018 года компания в очередной раз была переименована — в Equinor. Штаб-квартира компании находится Ставангере, городе на юго-западе Норвегии, считающемся «нефтяной столицей» страны. Здесь же находится и офис NPD.
Стоит также отметить, что все нефтегазовые компании, работающие в Норвегии, часть контрактов обязаны заключать с местными поставщиками и производителями. Этот протекционистский принцип действует практически с момента начала добычи. Цель — стимулировать развитие местной промышленности и территорий. И надо сказать, что норвежцы полностью использовали эту возможность. Уже в 1975 году группа Aker построила 28 морских платформ, причем 14 — непосредственно в Норвегии.
Начиная с середины 80-х годов, норвежское правительство несет основную финансовую нагрузку при проведении геологоразведки континентального шельфа — капиталовложения государства в эту сферу достигают 10 млрд долларов в год. Еще один важный фактор деятельности нефтегазовой отрасли Норвегии — аккумулирование прибыли и налогов от нее в стабилизационном фонде, 100% средств которого инвестируется за границей. В инвестиционный портфель входит около 10 тысяч компаний, средняя доля собственности в каждой компании составляет 1%. 65% средств фонда вложены в акции, 32,5% — в облигации, 2,5% — в недвижимость.
На конец первого полугодия 2018 года общая стоимость активов фонда превысила 8 трлн крон, или 1 трлн долларов. Этот фонд — один из крупнейших и старейших суверенных фондов в мире.
Доказанные запасы Норвегии — крупнейшие в Западной Европе (прогнозные запасы нефти — 6 млрд тонн, газа — 1,4 трлн кубометров). Существенно и то, что Норвегии повезло на месторождения — гиганты, а также крупные месторождения с эффективными запасами — такими как Статфьорд, Осеберг, Экофиск, Тур-Валхалл, Тролль, Гуллфакс, Фригг, Мерчисон, Дреуген, Халтенбаккен, Сневит, Баллер, Хейдрун, Донателло, Ормен Ланге, и ряд других.
Если говорить о легендарном Экофиске, то и спустя почти полвека после начала добычи первенец норвежской нефти сохраняет свой огромный потенциал. В 1998 году был завершен четырехлетний проект реконструкции инфраструктуры Экофиска стоимостью 2,5 млрд долларов. В результате на месторождении были построены две новые платформы, которые позволили увеличить добычу нефти и газа на 20%. Затем реконструкция продолжилась, и сейчас добыча здесь стабилизирована, нефть с месторождения экспортируется в Великобританию, газ — в Германию. Активная добыча на Экофиске будет вестись вплоть до 2028 года.
Норвежцы неторопливы, но нефтегазовые промыслы они осваивали в ускоренном режиме. К 1975 году было открыто уже более десятка месторождений нефти и газа при успешности бурения около 50% — очень высоком показателе для мировой геологоразведки. Еще через пять лет в Северном море было открыто уже 55 (!) месторождений, из них 32 нефтяных и 23 газовых и газоконденсатных.
В настоящее время в Норвегии эксплуатируются более 70 крупных и средних месторождений нефти и природного газа, на очереди — более 130 малых месторождений, часть из которых находится в стадии подготовки к освоению. Около 90% добываемой нефти идет на экспорт — от норвежских месторождений проложены трубопроводы почти во все страны Западной Европы.
Лицензиями на добычу покрыто только 10% норвежского сектора, около 60% акватории в геологическом плане вообще не изучено. В стране действует запрет на глубоководное бурение и на геологоразведку в районе заповедных Лофотенских островов.
На шельфе Норвегии выделяются три относительно обособленных географических сектора в трех морях — Северном, Норвежском и Баренцевом. Большая часть нефти добывается в Северном море, потенциал которого еще весьма велик. По прогнозам экспертов, в течение ближайшего десятилетия запасы углеводородного сырья в Северном море могут возрасти на 7 млрд баррелей нефти и 30 трлн кубических футов газа. Еще большие перспективы открытия углеводородов имеются в норвежском секторе Баренцева моря, особенно, в пограничной с Россией бывшей «серой зоне», раздел которой велся 40 лет (!) и завершился только в 2010 году.
Технологический рывок или Кому нужен цап-царап?
Китайская BYD запатентовала новую батарейку для электрокаров.
Использование объема — до 74%
Плотность энергии: +20%
Плотность мощности: +25%
Дальность полета: +30% (600 км по NEDC)
Срок службы: 1.200.000 км
Стоимость: -30%
Начало производства: 1H2020
600 км пробега- мне от Ростова до Краснодара/Сочи хватит.
1млн200тыс – при моём пробеге в 20 тыс/год – одной батарейкиватит на 60 лет эксплуатации авто.
Когда то с восхищением говорили двигатель «миллионник» — а сейчас уже батарейка на миллион км хватает
Китайская компания BYD — третий по величине производитель электромобилей в мире.
По данным агентства JATO, в прошлом году она продала 95 тысяч «электричек», хотя почти все они осели в самой Поднебесной.
Продажи электромобилей впервые превысили миллионную отметку.
Причем спрос растет невероятными темпами: в 2016 году реализована 391 тысяча, в 2017-м — уже 727 тысяч, а результат прошлого года — 1 261 000 чистых электромобилей!
Основной спрос сконцентрирован в Китае (769 тысяч), следом идут США (209 тысяч) и Норвегия (46 тысяч).
Однако самым продаваемым электромобилем в мире стал американский седан Tesla Model 3 (138 тысяч штук), а сама Tesla с результатом 230 000 машин возглавляет рейтинг электрических брендов.
За ней идут китайские BAIC (152 тысячи) и BYD (95 тысяч), и только после них Nissan (92 тысячи).
Второе место в хит-параде моделей — электрический хэтчбек BAIC EC200 (92 тысячи), а на третьем — Nissan Leaf (85 тысяч).
Саудиты могут «заиграться» с понижением и войдут в штопор(экономика в определенный период) не сможет " «переваривать», с только нефти,, то какие симптомы проявляться будут с сползанием нефти? ваше мнение…
моё резюме такое — посмотрел по данным таможни, что РФ продаёт, я пришёл к выводу что фондовому рынку РФ наступает ХАНА в течении 2-5 лет. Лучше сейчас находиться в долларах США (краткосрочных облигациях), не расстраиваясь от недополученной прибыли
всё есть на графиках за период 2015-2016 год. Тогда тоже нефть просела, но её «вытянули» за уши. Однако тенденции, что происходит с какими активами — можно увидеть. Правда сейчас немного хуже — «сухих» патронов уже осталось мало (ну не будет же правительство США не просто освобождать сланцевиков от налогов, но ещё и доплачивать? Венесуэлу и Иран и Ливию уже запрессовали — может РФ теперь будет принесена в жертву, выбита из рынка, чтоб повысить или удержать стоимость нефти?)
это они хоть как то оттянуть свою смерть, не думают о других странах( пусть как «мухи» сдохнут…
большое спасибо. Читаю, выписываю. Нашёл сам ещё Литиевый ЕТФ