С 2020 года Украина готова транспортировать российский газ в ЕС лишь по европейским правилам. Длительное время Москва хотела работать по старой схеме, но в сентябре на газовых переговорах в Брюсселе все-таки согласилась на европейские нормы. Киев спешит выполнить требования европейского законодательства еще до конца года. DW объясняет, что именно означает транзит газа по правилам ЕС.
Третий энергопакет против монополий
В постсоветских странах и добыча, и продажа, и транспортировка газа оказались сосредоточены в руках госкомпаний — «Газпрома» в России и «Нафтогаза» в Украине. Между ними действует нынешний контракт на транзит газа, подписанный в 2009 году. Его заключению предшествовала так называемая «газовая война» между Россией и Украиной, когда в начале 2009 года поставки голубого топлива были прекращены не только в Украину, но и по ее территории в ЕС.
Противостояние и его последствия побудили Евросоюз, известный своей нетерпимостью к монополиям, принять Третий энергопакет. Цель этого набора директив и постановлений заключалась в дальнейшей либерализации энергетического и газового рынков, а также в усилении прав потребителей. Одна из главных его норм — анбандлинг — не допускает сосредоточения в одних руках транспортных сетей, производства энергоносителей и их продажи.
Отдельный оператор газотранспортной системы в Украине
В Украине 17 ноября вступил в силу закон об анбандлинге национальной акционерной компании (НАК) «Нафтогаз Украины». Он предусматривает выделение из ее состава предприятия по транспортировке природного газа и сертификацию нового независимого оператора газотранспортной системы (ГТС).
«Нафтогаз» находится под управлением украинского правительства. А оператором ГТС будет управлять исключительно министерство финансов страны. Согласно закону, ни правительство, ни премьер не смогут контролировать, координировать действия оператора или назначать его руководство. Более того, закон запрещает кому-либо, например, премьеру, вмешиваться в то, как министерство финансов управляет корпоративными правами.
Выделение оператора газотранспортной системы (ГТС) Украины из структуры «Нафтогаза» было предусмотрено еще законом о природном рынке газа от 2015 года. Впрочем, длительное время анбандлинг в силу ряда причин был заблокирован. Процесс сдвинулся с мертвой точки лишь после смены власти и назначения нового правительства в Украине. В сентябре Кабмин принял решение о модели анбандлинга.
Сейчас в структуре «Нафтогаза» создано ООО «Оператор газотранспортной системы Украины» (ОГТСУ). С 1 января, после прекращения нынешнего контракта на транзит газа, ОГТСУ продадут предприятию «Магистральные газопроводы Украины», которое является государственным и теперь находится под контролем Минфина. Стоимость продажи будет динамичной, кроме того, предусмотрена рассрочка на 15 лет. А с 1 января 2020 года государство, которое и останется собственником ГТС Украины, передаст эту систему в управление ОГТСУ.
Сертификация независимого оператора
Согласно Третьему энергопакету ЕС, о независимости оператора можно говорить только лишь после его сертификации. Ее проводит национальный регулятор — в Украине это Нацкомиссия, совершающая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). В начале октября ОГТСУ подало заявку на сертификацию. 22 ноября регулятор планирует рассмотреть вопрос пока лишь о предварительной сертификации.
Правила ЕС предусматривают и внешний контроль: сертификацию украинского оператора должен проверить Секретариат Энергетического сообщества в Вене. Анбандлинг будет целиком соответствовать европейским нормам лишь тогда, когда Секретариат подтвердит решение НКРЭКУ.
Ни из Вены, ни из Брюсселя (а Еврокомиссия неформально принимает участие в согласовании сертификации) замечаний по анбандлингу пока не прозвучало. В «Нафтогазе» прогнозировали, что Секретариату Энергетического сообщества понадобятся полтора-два месяца на согласование.
Как будет работать транзит?
После того, как в Украине завершат анбандлинг, оператор ГТС будет предлагать всем заинтересованным компаниям мощности для транспортировки газа. Тарифы — одинаковые для всех - будут зависеть не от того, хочет ли бронировать мощности российский «Газпром» или, к примеру, польская PGNiG, а от условий - прежде всего, объемов и длительности прокачки газа. Тарифы устанавливает не оператор, а регулятор.
Еще в сентябре российские СМИ распространили утверждение, что после внедрение европейских правил новый оператор ГТС Украины будет обязан выставлять на аукцион мощности и без подписания нового контракта с «Газпромом». В «Нафтогазе» такую информацию опровергали. В итоге, после последнего раунда газовых переговоров Россия-Украина-ЕС замглавы Еврокомиссии Марош Шефчович расставил точки над "і". По его словам, без нового межсетевого соглашения между операторами ГТС Украины и России (так называемое «interconnection agreement») невозможными будут ни долгосрочный транзит, ни краткосрочное бронирование мощностей.
www.dw.com/ru/украинский-транзит-газа-из-рф-по-правилам-ес-как-это-будет/a-51340346?maca=rus-rss-ru-all-1126-rdf
Чистая политика/геополитика и ничего более.
Ну дык это понятно, что политика. Но Газпрому от этого не легче.
Прсто в мире пошла тенденция дойки (был бы повод докопаться) — через $млрд штрафы и увеличение региональных налогов — известных компаний имеющих большие прибыля. Вспомните как доят в Европе и Америке: Эппл, Фейсбук, Гугл, Петробрас, Фольксваген и многие другие компании.
У кого больше оружия, у того и бо'льшая дойка. Как и в живой природе, альфа-самцы решают все. А энергопакеты всякие — это зонтики для плезира.
с такими базарами те только в подворотне гоп-стопом заниматься, а не на фонде торговать ))
пох у кого сколько оружия, Газпром газ поставляет в страны НАТО, подумай какнить об этом на досуге.
Дык я же не о войне говорю, а о врожденном рефлексе доминирования. Вот входит «авторитетный» человек в помещение и народ начинает говорить тише. Это происходит автоматом, таков эволюционный навык. Помнишь, Трамп толкнул из прохода какого-то презика?!
Оружие — это одна из граней «очеловечевания» животного рефлекса доминирования. Так сказать, некая общественная транскрипция этого рефлекса, типа голдовой цепочки или татухи с куполами. Газпром тут ни при чем, это барыжничество, у него торгуются американские депозитарные расписки.
Оружие и готовность умирать определяют право, а все остальное деревативы. Подумай над этим на досуге.
как такое получилось?
с 2000 года по 2019 доля государства в Газпроме увеличилась с 35 до 51%
если бы не «сказочный» и было бы присоединение к европейской хартии (лоббировал Чубайс) — убеждён сегодня акция газпрома никак менее 80$ не стоила
14 октября, 21:54 / БизнесКак государство за 20 лет вернуло себе контроль над нефтегазовой отраслью
Формально государство никогда не теряло контроль над «Газпромом». Но в 1990-е гг., когда им руководил Рем Вяхирев, а премьер-министром России был бывший министр газовой промышленности СССР, основатель «Газпрома» Виктор Черномырдин, компания получила невиданную самостоятельность. У «Газпрома» был даже собственный стабилизационный фонд, освобожденный от налогов. У государства было 40% в компании, но 35% из этого пакета в 1994 г. были переданы в управление Вяхиреву. Договором предусматривался и опцион на выкуп 30%.
Дополняла картину потеря «Газпромом» внушительной части активов и экспортных рынков стран СНГ. Они в 1990-х были утрачены в пользу «Итеры» Игоря Макарова, что некоторыми воспринималось как признаки вывода активов.
В начале 2000-х гг. бывший тогда министром экономического развития и торговли Герман Греф предложил реформировать естественные монополии – РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения (сейчас РЖД) и «Газпром». Общий принцип реформ был прост – отделить монопольные виды деятельности от конкурентных. Применительно к «Газпрому» это означало выделение трубы в самостоятельную компанию с равным доступом к ней и создание конкуренции в сфере добычи газа. Реформа подразумевала и крайне непопулярный шаг – либерализацию цен для конечных потребителей.
Предправления «Газпрома» Алексей Миллер был против реформы, о чем он и написал президенту России Владимиру Путину. После этого вопрос о целесообразности реформы был снят с обсуждения.
Альтернативой реформированию и либерализации газовой отрасли стал курс на ее огосударствление и контроль. В 2005 г. был принят закон, согласно которому государству в компании должно принадлежать не менее 50% плюс 1 акция. Формально завершить этот процесс получилось лишь в 2013 г.: госкомпания «Роснефтегаз» в несколько этапов выкупила 10,96% акций «Газпрома». В результате доля государства выросла до искомых 50,005%. А в 2006 г. принят закон об экспортной монополии «Газпрома».
«Государство категорически было не готово отпустить такой мощный рычаг влияния на экономику и внешнюю политику, едва ли не единственный оставшийся», – резюмирует директор энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Татьяна Митрова.
Действительно, газ для Кремля стал рычагом в международных переговорах. Яркий пример – конфликт с Украиной. В 2009 год обе страны вступали, не договорившись о ценах на поставку газа Украине и его транзит. Европа была в панике, ожидая дефицита топлива. Так и вышло. Сначала «Газпром» прекратил поставки газа на Украину, а 7 января и транзит через нее в Европу, обвинив Украину в воровстве газа. На урегулирование ситуации и возобновление поставок в Европу ушло почти две недели.