boomin
boomin личный блог
21 ноября 2019, 11:29

Твоя моя марка: обзор рынка франчайзинга

Часто начинающие предприниматели рассматривают запуск своего первого «дела» именно через покупку франшизы. Есть растущие компании, которые задумываются об увеличении прибыли и расширении географии с помощью партнеров. Одним из таких способов выступает франчайзинг, понятие которого (сюрприз!) в российском законодательстве отсутствует. Поэтому юридически такие отношения оформляются как агентские и лицензионные соглашения, договоры поставки или иные форматы. Единственный вариант, юридически идентичный договору франчайзинга в зарубежных странах — договор коммерческой концессии (ДКК). 


МИРОВОЙ И РОССИЙСКИЙ РЫНОК

Сегодня в России больше двух тысяч брендов, распространяемых по франшизе, и более 50 тыс. франчайзи. Агентство EMTG оценивает объем российского рынка на сумму около $5 млрд (с учетом «серого» сегмента). Цифры впечатляющие, но по сравнению с США — родиной франчайзинга — мы все ещё маленькие дети: там на 2018 год действовало более 759 тысяч франчайзинговых заведений (объем рынка — около 674,3 млрд долларов). 

Российский рынок франчайзинга растет, в том числе и благодаря кризису: инвесторы ищут более безопасные пути для вложения капиталов, а запуск собственного предприятия под крылом успешного бренда кажется менее рискованным, чем самостоятельное плавание.

Твоя моя марка: обзор рынка франчайзинга

По данным «РБК Плюс», большинство (35%) из действующих в России франчайзинговых заведений приходится на услуги населению и бизнесу, 33% — розничную торговлю непродовольственными товарами, 21% — проекты в отрасли общественного питания. Самыми непопулярными до сих пор были розничная торговля продовольственными товарами (5%) и производство и строительство (3%).

Треть рейтинга ТОП-50 от РБК по количеству брендов составили компании из сегмента общественного питания, еще четверть — розничная торговля. Больше всего контрактов заключено в сфере IT: больше девяти тысяч на три бренда; компании общепита подписали больше двух тысяч новых франчайзинговых договоров, больше тысячи — медицинские организации.

Твоя моя марка: обзор рынка франчайзинга

Согласно рейтингу ТОП-50 от РБК, наиболее популярными являются франшизы с порогом входа от 1 до 3 млн рублей: на них приходится 73% действующих франчайзинговых договоров, наименее популярные — самые дешевые варианты (менее 500 тысяч рублей).

Твоя моя марка: обзор рынка франчайзинга

Самый высокий порог входа оказался в отрасли образования — у представленных в рейтинге компаний он составил 11 млн рублей, самый низкий — в сфере туризма. При оценке стоимости порога учитывается не только первоначальный (паушальный) взнос, но и остальные затраты потенциального партнера на запуск бизнеса.

Твоя моя марка: обзор рынка франчайзинга

Если переходить на личности, то дороже всего, согласно оценке экспертов, обойдется запуск бизнеса по франшизе Vianor — крупного дистрибьютора шин для автомобилей.

Твоя моя марка: обзор рынка франчайзинга

Инвестиции при строительстве шинного центра с нуля составят от 40 до 100 млн рублей. Самая дешевая — туристического агентства «Солнцетур».

Твоя моя марка: обзор рынка франчайзинга


Подробнее о том, как работают на рынке франчайзинга и даже о франшизах среди эмитентов ВДО — в новом аналитическом обзоре





1 Комментарий

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн