nyselive
nyselive личный блог
18 ноября 2019, 09:27

О неизбежности кризисов перепроизводства при капиталистическом способе производства. Или почему новый мировой, финансовый кризис, обязательно будет. Часть, вторая.

О неизбежности кризисов перепроизводства при капиталистическом способе производства. Или почему новый мировой, финансовый кризис, обязательно будет. Часть, вторая.

Посмотрите на фотографию под заголовком. Это стоянка новых автомобилей, которые были произведены сравнительно недавно. Всего несколько лет назад. Это те автомобили, которые не были реализованы через сети автосалонов, потому что их было произведено избыточное количество. Фактически их не удалось продать даже в кредит. Чтобы они зря не занимали место в автосалонах их отправляют ржаветь на автостоянки под открытым небом. И таких стоянок сотни по всему миру. Там нереализованные автомобили ждут своей очереди на утилизацию. Двигатели и части салона этих автомобилей разбирают на запчасти. А кузова автомобилей отправляют на переплавку. Производители автомобилей стараются это не афишировать. Но именно так работает современная автомобильная промышленность. Этот простой пример наглядно иллюстрирует то, что перепроизводство товаров в современном мире это объективная реальность. И что оно носит перманентный характер.

И конечно сразу возникает вопрос — а почему так происходит? Неужели капиталистам выгоднее уничтожать продукцию собственного производства, вместо того чтобы хоть как то реализовывать ее — например, предоставляя значительные скидки? В большинстве случаев как это не странно звучит. Вариант с уничтожением продукции оказывается более привлекательным. Потому что переизбыток товара на рынке в условиях рыночной экономики неизбежно ведет к уменьшению его цены. А что означает для капиталистов падение цены? Только одно — уменьшение прибыли. То чего капиталисты опасаются больше всего и стараются избегать всеми доступными методами.

И уничтожение избыточного количества автомобилей это только один из многих примеров. Здесь уместно привести исторический пример. Во время «великой депрессии» которая произошла в первой половине двадцатого века. И которую я считаю ярким примером кризиса перепроизводства. Покупательная способность населения США оказалось настолько низкой, что у производителей сельскохозяйственной продукции скопилось просто огромное количество молока и свинины, которую они не могли реализовать. Это привело к тому, что цены на эту продукцию очень сильно упали. С целью поддержания цен на приемлемом для сельскохозяйственных производителей уровне избыточную продукцию начали уничтожать. И при этом их совершенно не волновало, что жизненный уровень многих жителей США в тот период упал до такого уровня, что стало не хватать денег на еду.

О неизбежности кризисов перепроизводства при капиталистическом способе производства. Или почему новый мировой, финансовый кризис, обязательно будет. Часть, вторая.

В то время по всей стране население США устраивало голодные марши. Но продажа продовольствия по слишком низкой цене или тем более раздача его бесплатно противоречит одному из главных принципов функционирования капиталистической системы — извлечения максимальной прибыли за период продаж. Фактически идет постоянная погоня за прибылью. И это только одна из причин возникновения кризисов перепроизводства. О том, как они возникают и к чему это приводит речь пойдет далее в этой статье.

В прошлой статье я кратко описал, почему кризисы перепроизводства неизбежны при капиталистическом способе производства. В этой статье я хочу остановиться на некоторых моментах подробнее. А так же детально рассказать о том, как кризисы перепроизводства происходят в современных реалиях. И к каким последствиям это приводит.

Для начала следует разобраться, каким образом капиталистический способ производства работает в современных реалиях.

О неизбежности кризисов перепроизводства при капиталистическом способе производства. Или почему новый мировой, финансовый кризис, обязательно будет. Часть, вторая.

Посмотрите на картинку выше. Это упрощенная схема того, как работает современное капиталистическое производственное предприятие. Давайте теперь изучим ее более деятельно. Для начала товаропроизводителю, чтобы решить что производить, и в каких количествах за определенное время необходимо оценить объем рынка. Надо выяснить хотя бы приблизительно, сколько платежеспособных покупателей есть на товар, который планируется производить. Иначе есть риск произвести большой объем невостребованной продукции и понести из-за этого огромные убытки. С этой целью проводятся маркетинговые исследования.

Далее идет составление производственного плана. Товаропроизводитель на основе маркетинговых исследований, принимает решение какую продукцию, и в каких количествах следует произвести за определенный срок. Фактически современные товаропроизводители активно используют плановую экономику. Только планирование идет на уровне отдельных предприятий. А не на уровне отраслей или целых государств. Следует так же сказать, что активно используются компьютеризированные системы учета. Так же набирают популярность технологии больших данных, облегающие планирование.

Затем идет производство продукции согласно производственному плану. И далее готовая продукция отправятся сначала на оптовый склад, а затем в розничные сети для продажи конечному потребителю.

Может сложиться впечатление, что при грамотном маркетинговом исследовании и правильном производственном плане должно быть произведено столько продукции сколько надо потребителям. Без перепроизводства и дефицита. Но тут есть важный нюанс — это могло бы быть возможно, если бы на каждую группу товаров был только один товаропроизводитель. Но в реальности их множество и они все конкурируют между собой за конечных потребителей. Таким образом, в реальном мире схема значительно усложняется.

О неизбежности кризисов перепроизводства при капиталистическом способе производства. Или почему новый мировой, финансовый кризис, обязательно будет. Часть, вторая.

На схеме выше представлена упрощенная схема производства в условиях конкурентной среды. Когда за один и тот же рынок сбыта, конкурируют между собой три разных производителя схожей продукции. И так — имеется три условных товаропроизводителя. Я обозначил их как первый, второй и третий. Они производят схожую продукцию — некий условный товар. Проводят маркетинговые исследования, составляют производственные планы, затем запускают производство и начинают продавать готовую продукцию. Но отмечу еще раз — в этой схеме товаропроизводитель уже не один. В то же время объем рынка сбыта остался неизменным. Число платежеспособных покупателей осталось прежним. К чему это приведет при таком раскладе? Как несложно догадаться, скорее всего, результат будет следующим — произойдет перенасыщение рынка произведенным товаром. Все кто хотел и мог купить товар, довольно быстро раскупят определенную часть произведенного товара. А остальная часть товара останется невостребованной. И будет без дела лежать на полках магазинов и зря занимать место на оптовых складах. Фактически я описал упрощенную схему того, как происходит перепроизводство товаров в современных реалиях.

Таким образом становиться ясно, что в условиях конкурентной среды. Когда число платежеспособных покупателей ограниченно, а товаропроизводителей много. И каждый хочет продать как можно больше товара за период продаж с целью получения максимальной прибыли. Происходит то о чем писал Карл Маркс еще в середине девятнадцатого века.
А именно — происходят кризисы перепроизводства.

О неизбежности кризисов перепроизводства при капиталистическом способе производства. Или почему новый мировой, финансовый кризис, обязательно будет. Часть, вторая.



Посмотрите на картинку выше. На ней показана упрощенная схема возникновения кризисов перепроизводства при капиталистическом способе производства. В условиях конкурентной среды. Из этой схемы становиться ясно, что борьба нескольких товаропроизводителей за рынок сбыта, ведет сначала насыщению рынка, затем к перенасыщению рынка. Далее конкурентная борьба приводит к кризису перепроизводства. И сразу возникает еще один вопрос? А являются ли кризисы перепроизводства при капиталистическом способе производства неизбежными?

Ответ звучит так — если бы товаропроизводители не конкурировали между собой, а наладили сотрудничество. И ставили целью не извлечение максимально возможной прибыли за период продаж. А максимально полное удовлетворение потребностей потребителей. Говоря иначе согласовать производственные планы таким образом, чтобы постараться с одной стороны избежать перепроизводства, а с другой стороны не допустить появление дефицита. То кризисов перепроизводства можно было бы избежать.

Но в условиях конкурентной среды все происходит по-другому. Информация об запланированных объемах производства, как правило, носит закрытый характер. Более того — информация об объемах продаж так же не редко является закрытой. Яркий пример это то, как компания Apple засекретила информацию об объемах продаж IPhone. Что делает действия товаропроизводителей не согласованными.

Отсюда следует простой вывод — в условиях конкурентной среды кризисы перепроизводства
при капиталистическом способе производства носят неизбежный характер. Именно таким образом происходит перепроизводство автомобилей и не только.

Например, это актуально для мобильных телефонов. О том, что смартфонов производиться избыточное количество уже давно понятно всем. Именно поэтому ведущие товаропроизводители этих устройств все больший акцент в своей работе ставят не на продажу дорогостоящих устройств. А на продажу различных сервисов.

Вы не задумывались, куда деваются не распроданные и уже морально устаревшие мобильные телефоны и другие устройства?

О неизбежности кризисов перепроизводства при капиталистическом способе производства. Или почему новый мировой, финансовый кризис, обязательно будет. Часть, вторая.

Посмотрите на фотографию выше. Вот где оказывается эта невостребованная продукция. Она оказывается на свалке. Так же как и не востребованные автомобили. И они тоже ждут своей очереди на утилизацию. Все это как я уже сказал результат перманентного перепроизводства товаров в современной глобальной капиталистической системе. Которая периодически приводит к кризисам перепроизводства. Безусловно, таких частых и глубоких кризисов перепроизводства как во времена Карла Маркса в современном мире уже нет. В современных реалиях появились меры, которые позволили уменьшить частоту и глубину этих кризисов.

Первая мера это появление государственного планирования и государственного регулирования — это позволило сделать капитализм сравнительно цивилизованным и не таким диким как во времена Карла Маркса. В частности это привело к тому, что рабочие на заводах и другие наемные служащие получили реальные права, которых у них не было ранее.

Вторая мера — появилось потребительское кредитование. Появления потребительского кредитования сыграло огромную роль в становлении современного общества потребления. Ведь не секрет что большинство новых автомобилей продается в кредит. И большая часть жилья в новостройках берется в ипотеку.

Третья мера — запланированное устаревание. Намеренное снижение срока службы изделия с целью стимулирования потребителя к скорейшей его замене на новое.

Четвертая мера — агрессивная маркетинговая политика. Агрессивная реклама окружает нас повсюду. Цель рекламы очень простая — стимулирование потребительского спроса. Любой продавец вам скажет, что именно реклама является двигателем современной торговли.

Эти меры привели к тому, что уменьшилась частота и глубина кризисов перепроизводства. Но сами кризисы перепроизводства при этом никуда не делись.

О неизбежности кризисов перепроизводства при капиталистическом способе производства. Или почему новый мировой, финансовый кризис, обязательно будет. Часть, вторая.

Посмотрите на картинку выше. Это индекс деловой активности Китая PMI в виде диаграммы. Красным цветом я выделил период с мая по октябрь текущего года. Весь этот период индекс PMI был ниже отметки в пятьдесят пунктов. Если брать данные за октябрь, то он находился на отметке 49.3 пунктов. Принято считать, что падение индекса PMI ниже пятидесяти пунктов сигнализирует о снижении производственной активности.

По моему мнению, снижение производственной активности в Китае говорит о том, что там, в настоящее время продолжается кризис перепроизводства. Как известно Китай в настоящее время это вторая экономика в мире по уровню ВВП и одновременно первая экономика по объемам промышленного производства. Это, по моему мнению, привело к тому, что в Китае кризисы перепроизводства стали носить регулярный характер. И в настоящее время там происходит один из них. Таким образом, еще раз подтверждается тезис о неизбежности кризисов перепроизводства при капиталистическом способе производства. Скажу больше. Проблема кризисов перепроизводства в условиях глобальной капиталистической системы не может быть решена в принципе. Для ее решения нужна принципиально другая экономическая модель.

Следует так же сказать, что из самой сути капиталистической системы следует не только неизбежность кризисов перепроизводства. Но и не неизбежность наступления нового мирового финансового кризиса. Все дело в том, что научно доказано, что ресурсы нашей планеты ограниченны. А так же что существуют объективные пределы экономического, а так же демографического роста в условиях, когда ресурсы постепенно закачиваются. Подробно об этом можно прочитать в исследовании «Пределы роста» — доклад Римскому клубу. Которое было опубликовано в уже далеком 1972-ом году. Но оно по-прежнему актуально. Так же в настоящее время установлено, что кроме приделов роста по ресурсам. Так же существуют пределы роста долговым обязательствам и нагрузке на экологию нашей планеты. Аналитики предупреждают, что некоторые из этих приделов роста в условиях постоянной конкуренции и погоне за прибылью могут быть достигнуты уже в следующем году. Что приведет к новому мировому кризису. А поскольку в современной мировой капиталистической системе преобладает финансовая сфера, то это будет новый мировой финансовый кризис. А новый мировой финансовый кризис в свою очередь неизбежно приведет к новой волне падения цен на нефть.

 

37 Комментариев
  • Sibiriyak
    18 ноября 2019, 09:57
    Думаю стоит еще добавить о таком параметре как закредитованность населения. Судя по всему в РФ на это никто не обращает внимания, а жаль. Я считаю это один из предвестников мощного экономического кризиса в РФ а-ля 1929-1932гг в США. А тут люди инвест портфели какие то собирают из акций РФ. Очень недальновидно на мой взгляд.
  • aldo
    18 ноября 2019, 10:08
    в России старые телефоны и авто продают через Авито
  • ves2010
    18 ноября 2019, 10:09
    ха ха ха… про голодные марши это большевисткая пропаганда… там помимо голодных маршей были парады стрелков… т.е ветераны 1 мировой и все желающие с оружием выходили на улицы и устраивали парад… и никакого желания разгонять их у властей не возникало совсем и никак

    кстати первая фотка — это утопленные авто... 
    • Дмитрий Баффет
      18 ноября 2019, 10:20
      ves2010, кстати первая фотка — это утопленные авто... 

      Это где же столько утонуло:)
      • Евгений Гуревич
        18 ноября 2019, 10:29
        Дмитрий Баффет, а где столько бестолковых автосалонов, которые не смогли реализовать авто даже в 0 ??
      • ves2010
        18 ноября 2019, 11:00
        Дмитрий Баффет, ?? а помнишь как утонул новый орлеан 2007 и вергиния 2016?
  • Роджер (веселый).
    18 ноября 2019, 10:22
    Нет стоянок перепроизводства авто, это стоянки отзывных автомобилей, по типу дизельного скандала с США. Я работаю в сфере производства автомобилей и точно знаю, что производство работает от логистики. От заказов и склада, причем склад никогда не переполняют, уменьшают производство, количество рабочих смен, или даже отпускают всех в отпуск. Перепроизводство это точно не про автомобили. А вот стоянки автомобилей с дефектом при проектировании или конструировании, это да. Так что не надо мешать хер с пальцем, и путать хорошие автомобили с плохими.
    • Eridanoy
      18 ноября 2019, 14:10
      Роджер (веселый)., если от заказа то разоряются дилеры. Сокращение производства ведёт к сокращению доходов потенциальных покупателей так что всё равно механизм кризиса запустится.
    • На Кураже
      18 ноября 2019, 23:26
      Роджер (веселый)., вы правы. Сразу видно профессионала. Конкретно эта фотография похоже что отзыв из-за проблем, вызванных попаданием машин в шторм:

      =====
      В результате долгого воздействия солёной воды на важных деталях и разъёмах образовалась коррозия, после чего эксплуатация автомобилей стала нежелательной и даже опасной.
      =====

      Источник левый - https://gp.by/category/news/novosti-mira/news203186.html Но очень похоже на правду. Искать первоисточник нет особого смысла. Потому что логика подсказывает что это так и было на самом деле или очень похоже.

      А автору должно быть стыдно! Вместо того чтобы погуглить или задать себе простой вопрос: «Действительно ли я настолько разбираюсь в теме, что могу позволить себе писать статью и показывать её людям?» идёт, не думая ни секунды, херачит свои тупые дилетантские фантазии. Разоблачает несовершенство мировой экономики и модели финансовых отношений в обществе! Ачётаковота? Смарт-лаб же! Всё стерпит.
      • Роджер (веселый).
        20 ноября 2019, 09:41
        nyselive, что значит по всему миру куча? Вы в своей реальности живете? Есть стоянки страховых компаний, которые изымают автомобили у людей после наступления страхового случая и выплачивают компенсации владельцем. случаи с подтоплением. Есть стоянки дефектных автомобилей, с выявленными конструктивными дефектами и подлежащими отзыву. Пример дизельный скандал с автомобилями марки фольксваген в США. Есть банально склады, приготовленные для отгрузки дилерам. Есть стоянки автомобилей б/у забранных у владельцев по трейд ин и подлежащих утилизации. Я еще раз вам говорю, производство автомобиля, дорогостоящий процесс, и работает от логистики, то есть нет новых абсолютно нормальных автомобилей, которые будут утилизировать из за того, что не смогли продать, я даже больше скажу, новый автомобиль тебе даже не продадут ниже себестоимости. Все остальное ваши фантазии. И вы не сможете скинуть не одной ссылки стоянок автомобилей, которые стоят только из за того, что их невозможно продать, а так они абсолютно новые и исправные. Вот вы и лепите к своей статье абсолютные фейки, публикуя стоянки автомобилей б/у или с конструктивным дефектом.
          • Роджер (веселый).
            20 ноября 2019, 10:05
            nyselive, То что можно ремонтируют и продают, то что нельзя утилизируют. Везде смотрят экономическую целесообразность. Если утилизировать дорого, ждут времени и возможности, когда это можно будет сделать дешево. Этим занимаются специальные фирмы и чем больше автомобилей приготовлено для утилизации, тем дешевле утилизация штуки. поэтому и копят большими полями.
  • Eugen Invest Malina
    18 ноября 2019, 11:31
    Про желтаротых точно графики говорят, грохнется Китай и больше не поднимится ибо мозгов только на копирование хватает
  • товарищ масон
    18 ноября 2019, 12:17
    я вижу кризис перепроизводства изнутри.
    каждый день. на работе. причём контора работает в минус.
    вот не столь  давно руководство решилось спросить среднее звено — что же  надо улучшить, что же надо изменить, где же мы косячим.
    нет, на них не вывалили реальное вИдение проблем, не вывалили способы их решений, так… слегка намекнули.
    а руководство на местах узнало об этом диалоге и приняло меры.
    собственно всё… нет больше некоторых разговорчивых людей. уволены или переведены. 
    а потому что нех из избы сор выносить. нех было трогать причины и решения.

    чтож… продолжаем скатываться вниз как и раньше. 
  • Сергей Т
    18 ноября 2019, 12:27
    на 3м фото просто дисплеи с разбитыми стеклами, такие в любой мастерской есть. Возможно их даже переклеят и опять в продажу пустят
  • Raudelis
    18 ноября 2019, 12:40
    Доклад «Пределы роста» 1972 года актуален по-прежнему и будет актуален еще лет 200, если о нем не забудут, а так больше ничего не изменится
  • Сергей Б.
    18 ноября 2019, 14:12
    Финансовый кризис, это когда денег не хватает? Тогда точно не про текущую ситуацию. В кэшах у сильных мира сего денег столько, что пять кризисов выкупить хватит.
  • Eridanoy
    18 ноября 2019, 14:21
    Это транзитное состояние капитализма, конечная цель — глобальное кастовое фашистское общество, возможно даже некое новое рабовладение.
    Потому что конечная цель не деньги, а абсолютная власть, капитал лишь инструмент для получения власти.
    Рынок через кризисы всё более монополизирует сферу производства и финансов и в конечном итоге создаст некую глобальную финансово-промышленную монополию и решит кто будет ей владеть.
    И там будут и планы и распределение, возможно и денег не будет.
    И это уже финал, никаких кризисов, постепенная медленная смерть и Человека и Человечества.
  • Kot_Begemot
    18 ноября 2019, 16:54
    Единственная мера, избавляющая от кризиса — остановка прогресса, в т.ч. «научно технического».

    1. Государство и кейнсианская политика велась за долго до рождения К.Маркса. У самого К.Маркса это прекрасно описано на множестве исторических примеров, например о том,  как «лишние рабочие руки» насильно удерживались в США («тюрьма народов») и даже бесплатно кормились для того, чтобы пригодиться «перепроизводству» в будущем. 

    2. Кредитование усугубляет кризис. Так как вы потребляете сегодня, стимулируя перепроизводство завтра, а сами завтра уже не потребляете, потому что на вас кредит. В итоге, с сегодня на завтра производство растёт, а потребление — падает. Но в правильном решении задачи кредитов вообще нет.

    3. Запланированное старение совершенно не имеет отношения к кризису перепроизводства, если вы, конечно, не кейнсианец. 

    4. Стимулирование спроса. Если вы хотите простимулировать спрос — дайте людям денег. Без денег спрос простимулировать невозможно. Потому что спрос определяется бюджетным правилом, а не желаниями предъявителя. Сколько бы гражданин «А» не хотел бы товар «Б», если в кармане гражданина «А» пусто, то единственный лот, который гражданин «А» может поставить в стакан, равен нулю. Поэтому все желания и хотелки господина «А» рынку глубоко безразличны.
  • Максим Барбашин
    18 ноября 2019, 17:41
    Обычная цикличность в экономике.
    Как с криптой.
    Да года назад из каждого утюга,
    что всем понадобится биток.
    Выяснилось,
    что не всем.
  • Ренат Валеев
    18 ноября 2019, 20:24
    хорошая статья
  • Максим
    18 ноября 2019, 21:29
    Это не кризис перепроизводства, а не эффективность системы управления отраслью. В автопроме и других секторах частично избавились перейдя на Бережливое Производство используя Теорию Ограничений — работа с минимальными складскими запасами, работа под заказ и т.п. Современные средства налогового и фин. стимулирования -  берут налог за избыточные складские запасы поэтому большого перепроизводства в большинстве секторов экономики быть не может.
  • Евгений Петров
    18 ноября 2019, 21:57
    Капитализму около 150 лет и каждые лет 10+- в нем идут кризисы. Грядет кризис самого капитализма как модели? Я разочарую. Расширяться (а капитализм существует только за счет расширения рынка) можно в Африку, Индию или скинуть пассажиров, грохнуть там ЕС по схеме СССР. Это не очень сложно — армии у них (в ЕС) нет, идеологии нет, моральной силы нет, эти страны ничто не связывает, раскатывай в блин и все. Зайдут в тупик — выберут этот вариант.

    В очередном же кризисе ничего принципиально нового не будет. Просто бабки отнимут хитрым способом немногие у многих и все покатится примерно по той же колее. С тем же итогом. Чтобы менять модель нужен другой уровень сознания и моральных норм, это целое дело, деградация в разы проще. Ее и выберут.
  • Алексей Туркин
    19 мая 2020, 10:21
    Любопытный материал, хотя не бесспорный, по крайне мере, в некоторых тезисах. Ну например кредитование, как стимулирование потребления. Человек, берущий кредит по одной группе товаров тут же становиться недоступным для другой. На счет согласованности и планирования — тоже сомнительный постулат. А в целом,  кризис перепроизводства — это объективное негативное явление капитализма, обусловленное, как я считаю, природой человека и вытекающей из нее природой денег. Свою позицию относительно этой темы я изложил здесь, если будет интересно https://proza.ru/2020/05/07/1821

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн