В интервью Coindesk Владимир Потанин рассказал, как планирует представлять металлы в качестве цифровых активов (созданных с помощью IBM), оптимизировать свой бизнес с помощью распределенных баз данных на базе платформы Hyperledger и предоставлять инвесторам новые способы участия в его бизнесе. Он хочет, чтобы больше российских предприятий задумались о том, как использовать технологию блокчейна.
Потанин заинтересовался блокчейном отчасти благодаря создателю Эфириума Виталику Бутерину. Однажды он вложил деньги в аналитический стартап, основанный другом отца Бутерина. Хотя предприниматель лично не встречался с Бутериным, он слышал, как Виталик говорил о блокчейне, и был заинтригован. Он сказал:
«Информация о том, что он делает и чего он достиг, воодушевила меня и дала понять, что молодое поколение движется в этом направлении. Я подумал, что должен знать о том, что они делают и почему, и я должен извлечь выгоду из этого опыта».
Узнав больше о блокчейне, он пришел к выводу, что «Норникель» мог бы извлечь выгоду из внедрения принципов этой технологии, например, из использования распределенных баз данных для управления данными об Интернете вещей из своих плавильных операций.
Кроме того, «Норникель» выпустит собственный токен, о чем сообщалось еще весной, предоставляющий новый, более гибкий способ управления договорами купли-продажи, и новый способ для инвесторов участвовать в деятельности компании.
Обеспеченные палладием токены«Мы пытаемся оцифровать все наши договоры купли-продажи, это кажется более эффективным способом вести дела. Транзакционные издержки ниже, и мы становимся более гибкими для наших клиентов», — сказал Потанин.«Если вам не нужно определенное количество материала, вы можете разделить токен на части и продать его другим клиентам. И для нас ничего не меняется: мы отправляем палладий, и клиенты получают столько, сколько им нужно».
По словам Потанина, токены будут обеспечены либо гарантией «Норникеля» на отгрузку фактических тонн металла, либо специальными металлическими счетами в банке, если покупателю не нужен сам палладий. Этим летом компания присоединилась к Hyperledger, и токен будет выпускаться на базе Hyperledger Fabric и поддерживаться IBM.
«Норникель» также планирует запустить платформу, где будут продаваться токены фирмы и аналогичные токены, поддерживаемые активами, выпущенные другими компаниями. Потанин говорит, что обеспеченный палладием токен будет доступен не только для фондов и управляющих активами, но и для розничных инвесторов:
«Например, вы видите, что палладий растет, но вы не можете пойти в «Норникель» и купить палладия на несколько миллионов долларов», — сказал Потанин. «Скажем, у вас в кармане 500 долларов, и вы хотите сделать ставку на цену палладия. Вы заходите на нашу платформу и получаете небольшое количество палладия в токенизированной форме».
Не все хотят вкладываться в компанию, когда цель инвестора — получить доступ к основному товару, сказал Потанин:
«Инвестиции в «Норникель» — это инвестиции в Россию, добычу полезных ископаемых, рубль и другие предприятия. Некоторым это нравится, потому что акции компании растут. Но у некоторых людей просто нет достаточного опыта для работы с такими инвестициями».
Он привел в пример ситуацию с недвижимостью: «Если вы хотите купить квартиру, это не значит, что вы хотите покупать долю в строительной компании». По словам Потанина, обеспеченные активами токены могут быть особенно интересны для традиционного бизнеса, поскольку они помогут привлекать деньги от криптовалютных инвесторов.
«Это интересный источник капитала с очень низкими транзакционными издержками», — сказал он. «Он может стать привлекательным способом финансирования оборотного капитала».
Работа в разных юрисдикциях«Норникель» готовится к запуску токена при помощи компаний, которые фирма создает в США и Швейцарии.
«Мы решили не рисковать репутацией и быть на 100% регулируемыми», — объясняет Потанин. «Мы уверены, что находимся в союзе с регуляторами обеих стран. Для запуска нам понадобится как решение регулирующих органов США, так и одобрение FINMA в Швейцарии».
Кроме того, Потанин отмечает, что в России «Норникель» ведет «очень активную дискуссию» с Центральным банком, чтобы запустить пилотный проект по токенизакции других товаров, от авиабилетов до контейнеров для морских перевозок.
Потанин участвовал в разработке законопроекта о цифровых активах в России в качестве члена рабочей группы по блокчейну в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей. Бизнесмен уверен, что законопроект будет принят в ближайшем будущем.
Риски и возможности«Я надеюсь, что он пройдет через парламент без задержек, и я обрету понимание того, что могу начать свой эксперимент в Норильске в рамках этого законодательства и под контролем нашего регулятора».
Владимир Потанин отмечает, что он не особенно интересуется криптовалютами, например, биткоином и эфиром, и не вкладывается в них. Он называет биткоин «игрушкой» и «полезным сувениром», но говорит, что выпуск электронных денег следует оставить центральным банкам.
«Я согласен с американским регулятором, что это биржевой товар и его основная проблема в том, что вы покупаете его на свой страх и риск», — добавил он.
При этом он с энтузиазмом смотрит на будущее обеспеченных активами токенов, подобных тому, который готовит к выпуску «Норникель», поскольку их полезность выходит за рамки спекулятивной ценности, мотивируя людей узнавать о цифровых товарах, которыми они будут торговать:
«Людям нравятся разные виды ставок, например, на футбольные или боксерские матчи. Моя идея состоит в том, чтобы побудить людей делать ставки на что-то реальное и чему-то научиться: что происходит с нефтью, с металлами, с экологическими программами, каково поведение потребителей».
Учитывая высокий авторитет Потанина и его связи с правительством, кто-то может задаться вопросом, не представляет ли собой проект токенов «Норникеля» продуманный способ обойти санкции, наложенные на Россию со стороны США и Европы. Но Потанин отвергает эту идею. Пока ни он, ни «Норникель» не сталкивались с прямыми санкциями Запада.
Однако он не верит, что подобные проблемы могут остановить его блокчейн-проект:
«В системе, которая существует сейчас в мире, цифровые, высокотехнологичные и экологические инициативы в последнюю очередь подвергаются нападкам и оказываются скомпрометированы. Это не панацея, но я думаю, что правильно работать в этом направлении».
источник:https://bits.media/vladimir-potanin-zapustit-obespechennyy-palladiem-token-na-baze-inostrannykh-filialov-nornikelya/
1) Проект Hyperledger в 2015-м. Он принадлежит компании Linux Foundation, которая намерена изменить пространство блокчейна, сделать его более мощным и производительным.
Hyperledger – открытый исходный код и не имеет никакого отношения к криптовалюте.
2) Идея хорошая.
Но зачем связываться американскими компаниями (IBM, например).
Грабли ничему не учат?