В условиях банковского произвола и безосновательных блокировок клиентских счетов интерес россиян к альтернативным платежным системам может усилиться. Потенциально это повышает и шансы на успех блокчейн-проекта Павла Дурова.
В понедельник Центробанк РФ с гордостью отчитался о том, что за год с небольшим российские банки реабилитировали свыше 15 тысяч клиентов, ставших жертвами повышенного рвения кредитных учреждений и федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Черные списки…Представители ЦБ РФ считают, что такой результат доказывает эффективность механизма реабилитации банковских клиентов, угодивших в черные списки. Однако скептики уверены, что 15 тысяч – жалкая капля в море.
Сам регулятор отказывается называть общее число всех попавших с 2017 года в категорию неблагонадежных и подозреваемых в отмывании денег. Впрочем, по информации ресурса Коммерсант, количество таких клиентов составляет около миллиона, из них свыше 400 тысяч – физлица.
Кредитные учреждения с большим усердием принялись формировать такие списки — отчасти потому, что сами боялись быть наказанными регулятором за несоблюдение закона. В итоге это привело к перегибам, формализованному подходу и блокировкам «на всякий случай».
Соответственно уровень недовольства банковскими практиками достиг критической точки, и в прошлом году властям пришлось запустить процедуру реабилитации клиентов, давая им шанс убедить банк какими-либо оправдательными документами в том, что у них есть законные основания для подобного движения денежных средств.
…и серая экономикаК сожалению (и показатель 15 тысяч из миллиона подтверждает это), далеко не все в состоянии предоставить банкам официальные бумаги, подтверждающие, например, законный источник происхождения средств. Это серьезная структурная проблема, и она остро стоит в России, с ее масштабной теневой экономикой и большим числом незарегистрированных занятых. И заложниками этой ситуации остаются простые люди, подозреваемые в финансировании терроризма.
Пока банки будут закручивать гайки и замораживать средства клиентов в случае сомнительных денежных поступлений, предприниматели и рядовые граждане будут искать альтернативные способы осуществления платежей. При этом они однозначно будут стремиться выйти из-под контроля государства и банковских практик, которые сам глава Минэкономразвития признал недавно репрессивными.
Нужда заставитМожет получиться так, что власти сами спровоцируют своих граждан на изучение и освоение инновационных платежных систем — включая криптовалютные, которые до сих пор отпугивали россиян. Однако теперь люди могут задуматься об их анонимности и независимости от государственной власти.
Это создает выгодные условия для запускаемой Павлом Дуровым блокчейн-платформы TON (Telegram Open Network) и криптовалюты Gram. У Дурова уже есть опыт создания двух успешных проектов – ВКонтакте и Telegram. При этом, он, в отличие от Цукерберга и его Libra, не стал замахиваться на мировую экспансию, а предпочел сосредоточиться на внутренней экосистеме Telegram.
Впрочем, аккаунты в Telegram имеют около 300 млн человек, и если все они заведут кошельки, это уже будет мощным стартом. Напомним, что к началу 2022 года Telegram надеется нарастить аудиторию до миллиарда пользователей, причем пока темпы роста идут по плану и даже с его опережением. Разработчики проекта обещают, что Gram предложит пользователям полноценную систему быстрых денежных переводов по всему миру прямо в мессенджере. Кроме того, с помощью валюты они смогут осуществлять и физические покупки, от еды до электроники.
Добавим сюда анонимность, присущую криптовалютам в целом и культивируемую базовыми принципами Telegram, разработчики которого всегда стремились обеспечить конфиденциальность своим пользователям, шифруя их взаимодействия. Можно ожидать, что проект TON постарается защитить от контроля властей и финансовые транзакции клиентов.
Источник
Стоит заметить, что в Китае из-за повышенного финконтроля рост интереса к криптовалюте фиксируется каждый квартал.
Нет ли здесь противоречия?
«КакОв будет ваш положительный ответ?»
В США этим ФБР занимается. Но дело же не в названии?
А анонимность от ФБР гарантированна?
Кто хочет засветиться с крупными транзакциями?
Люди собственноручно в «особенное» стадо сбиваются,
на основе своей «исключительности» и «умности».
Почему то всплывает в памяти слоган L'Oreal:
«Ведь вы этого достойны!»