Поскольку Германия выпускает 30-летние облигации с отрицательной доходностью, уровень процентных ставок ниже нуля становится нормой. Добро пожаловать в еще не провозглашенную эру дефляции.
Главной новостью прошедшей недели стал немецкий 30-летний аукцион Bund с исторической доходностью минус 0,11%. Инвесторы, однако, были готовы купить менее половины из двух миллиардов евро облигаций в продаже. Тем не менее, тот факт, что суверенное правительство смогло выпустить 30-летний долг с отрицательной доходностью, хвалили многие, в том числе президент США Трамп. Президент писал: «Таким образом, Германия платит ноль процентов и фактически платит за кредиты, в то время как США за гораздо более сильный и важный кредит, платят проценты ...»
Этот комментарий чрезвычайно интересен, если принять во внимание недавнюю статью доктора Торстена Поллайта (
здесь), в которой он критикует политику Европейского центрального банка в отношении отрицательных процентных ставок. Хотя он указывает, что новая теория отрицательной естественной процентной ставки неверна, он говорит:
«… это очень привлекательно для государства и тех групп, которые тесно связаны с ним, потому что, если центральный банк толкает процентные ставки на отрицательную территорию, залезание в долг становится прибыльным бизнесом, и финансово больные государства и банки могут уменьшить свое долговое бремя за счет кредиторов ".
Бинго. Что может быть лучше, чтобы избавиться от вашей огромной задолженности — заставить других людей расплатиться с ней. Проблема в том, что это лишает частный сектор возможности экономического роста.
Аргумент доктора Поллайта заключается в том, что центральные банки манипулируют процентными ставками по всей кривой доходности. Хотя мы не согласны с этим, вместо этого, принимая во внимание, что доходность облигаций определяется стадным поведением, влияние отрицательных процентных ставок по всей кривой доходности одинаково. Статья поднимает интересный вопрос о нормировании кредита. Если правительства и корпорации могут занимать деньги по отрицательным ставкам, то, несомненно, все будут пытаться занимать деньги, создавая огромное количество кредитов. Д-р Поллайт говорит, что ЕЦБ придется распределять кредиты и решать, кому брать кредиты. Какие правительства, корпорации или банки получат кредит? Каковы критерии для принятия решения? Оруэлловское видение нарисовано там, где «денежно-кредитная политика нулевых и отрицательных процентных ставок — если она последовательно продумана — ведет к упадку свободного общества (того, что от него осталось), каким мы его знаем в западном мире. " Пьянящие вещи.
В статье предполагается, что отрицательные процентные ставки создают огромный спекулятивный пузырь, который в конечном итоге разразится разрушительной дефляцией долга. Это возможно, но данные из Японии указывают на обратное, где ставки были нулевыми или отрицательными в течение десятилетий, и при этом ни один пузырь не проявился. Возможно, более уместной является идея Ларри Саммерса о денежно-кредитной политике «черной дыры», в которой, когда ставки снижаются до нуля или становятся отрицательными, энергия, необходимая для поддержания экономики частного сектора, не может выйти.
Одно можно сказать наверняка. Огромное количество долгов в мире не может быть поддержано и будет в будущем спущено. Будет ли этот процесс насильственным, экзистенциальным моментом или медленным дефляционным процессом, продолжающимся десятилетия, еще неизвестно.
перевод
отсюда
Теперь настольную книгу волновиков «Волновой принцип Эллиотта» можно найти в бесплатном доступе
здесь
народу жалко тратить даже обесценивающиеся деньги
и невидимая рука рынка управляется правительством