У меня получилось что Яндекс сейчас переоценен в 2-3 раза. См. анализ ниже. Может кто объяснит почему так происходит, расчеты неверные или все таки пузырь надули? И кто надул, сам Яндекс акции выкупает?
Биржевая стоимость акции складывается из следующих составляющих:
“справедливая стоимость” зависящая от прибыли компании на данный момент и доплаты за будущий рост прибыли компании, это для акций роста
спекулятивная составляющая — надежда рынка, что акция будет расти и ее удастся продать по-дороже
“Справедливая стоимость” зависящая от прибыли компании на данный момент и доплаты за будущий рост прибыли компании
Будем считать, что Яндекс это акция роста, раз дивы они не платят.
Б. Грэм в книге Разумный инвестор в главе 11. для акций роста предлагает следующие значение справедливых P/E (он их считает по своей формуле, которую можно посмотреть в книге):
Ожидаемые темпы годового |
Значение P/E |
0 |
8,5 |
5 |
18,5 |
7,2 |
22,9 |
10 |
28 |
14,3 |
37,1 |
20 |
48,5 |
Для текущего P/E Яндекса = 34 ожидаемые темпы роста должны быть 12-13 процентов в год.
Давайте посмотрим можем ли мы ожидать такого роста прибыли.
С 2010 по 2014 у Яндекса действительно был приличный рост прибыли, по 40-50% в год:
С 2014 по 2018 уже картина значительно хуже:
в 2015, 2016 и 2017 прибыль упала относительно 2014 г. В 2018 был приличный рост относительно 2017. Если смотреть прибыль 2018 г. к 2014 г. то она выросла на 30% за 4 года, т.е. среднегодовой рост был чуть меньше 7%
Будет ли прибыль расти в будущем? Я не знаю, может будет, а может и не будет.
Основной доход у них от рекламы и он уже не растет.
Есть ряд сервисов типа Такси, Деньги, Работа, Карты и так далее. На всех этих рынках Яндекс конкурирует с другими компаниями, нигде не является монополистом. Я вот ни одного сервиса не вижу, который мог быть дать 20% прирост прибыли для всей компании. Агрегаторов такси полно, платежных сервисов полно, карт не так много и навигаторов других я не знаю, но на навигаторе много не заработать.
Для российского рынка Яндекс гигант и как это всегда бывает с гигантами он не может расти бесконечно. Рынок ограничен во всех сферах где работает Яндекс.
Сейчас они на базе Яндекс.Маркета совместно со Сбером выходят на высококонкурентный рынок интернет торговли. Ну не будет там сверхприбылей у них, там очень много игроков. Яндекс привык быть посредником, агрегатором а тут нужно будет управлять складами, автопарками, курьерам — новый бизнес для них по сути. В любом случае, пока он выйдет на прибыль пройдут годы.
Если оптимистично предположить что прибыль будет расти на 7% в год, то текущий мультипликатор Р/Е должен быть около 20. А если учесть что Яндекс находится в российской юрисдикции и работает на российском рынке со всеми политическими рисками, то и еще меньше, где-то 10-15, но никак не 34!
Спекулятивная составляющая — надежда рынка, что акция будет расти и ее удастся продать по-дороже
Получается, что спекулятивная составляющая это больше половины цены Яндекса
Такое впечатление, что российские вкладчики пропустили пузырь доткомов в штатах и сейчас надувают его на российском рынке из одной бумаги.
Сравним Р/Е Яндекса и других технологических компаний, которые к слову сказать являются глобальными лидерами и монополистами в своих областях, имеют огромную капитализацию и показывают стабильный рост прибыли, находятся в стабильной юрисдикции без политических рисков:
Р/Е GOOGL — 26,8
Р/Е MicroSoft — 29,3
Р/Е Facebook — 25,7
Р/Е Яндекса — 34
Не понятно зачем держать Яндекс в инвестиционных портфелях. Если хочется иметь технологические компании лучше взять три вышеупомянутые, они по всем параметрам лучше и значительно дешевле, если хочется иметь акции роста, то лучше взять недооцененные российские бумаги, Россети или что-то в этом роде.
Такие активы как Яндекс, крипту, нефть надо торговать не вникая в фундаментал, чисто по технике: растёт — покупаем (со стопом), падает — продаём.
Создатель мессенджера Telegram Павел Дуров сообщил о намерении разработать агрегатор новостей, который не будет подвержен цензуре. Об этом он написал в своем телеграм-канале. «У нас есть шанс создать первый в истории интернета эффективный и свободный агрегатор новостей», — сообщил Дуров.
Основатель Telegram напомнил, что российские спецслужбы вынуждают «Яндекс» предоставить им бесконтрольный доступ к личным данным пользователей. По его мнению, это является частью тренда давления на бизнес российских IT-компаний.
При этом устройство таких сервисов, как «Яндекс.Новости», «впечатляет в техническом отношении, однако ограничено цензурой и русскоязычным рынком», заявил Дуров. Поэтому он пригласил разработчиков «Яндекса» поучаствовать в создании нового сервиса рекомендации контента, который в дальнейшем позволит искать новости по всему миру.
«Тех специалистов „Яндекса“, которым это интересно, приглашаю подать заявку через @jobs_bot (Content Recommendation Engineer). Денежное вознаграждение в Telegram несопоставимо выше, чем в „Яндекс“ или Google, но надеюсь, не это станет главной мотивацией», — написал Дуров.
1) Яндекс может выйти за пределы россии. Пока была попытка в турции, гдеони закрепились в картах но просрали поиск. Если скажем в европе яндекс займет 5% рынка (что вполне возможно), то это удесятереит выручку ибо выручка там на одного пользователя в 3-4 раза больше чем в россии.
2) Яндекс может очень много заработать на проекте с автономыми автомобилями. Дело в том, что они по сути единственная компания которая показала полностью автономный автомобиль в мире. Если они перрататя живать сопли и быстро начнут продавать эту технологию всем подряд автопроизводителям — это при цене комплекат скажем в 3000$ и 2-3 млн машин в год — 6 ярдов долларов выручки. Это огромный рынок. Я например готов 100% своего капитала поставить на Яндекс в случае если увижу серьезные новости только по данному продукту.
Такси убыточно, почти вся выручка с рекламы.
В этом плане Яндекс.Такси фактически монополист. Да и вообще это единственная наша технологическая компания. В будущем вполне в состоянии выйти на глобальный рынок и конкурировать уже на нём какими-то своими продуктами.
Ещё может стремительно ворваться в MSCI Russia. Индексные фонды могут подразогнать котировки.
Конкурентов по сути и нет.
Правильнее было бы сравнить с китайскими компаниями
Alibaba
P/E Ratio 31.35
Forward P/E (1y) 29.71
Baidu
P/E Ratio 12.8
Forward P/E (1y) 46.34
И вопрос — как именно считали p/e яндекса, у него второй тип акций (который у менеджмента) неторгуемый, их не мизерная доля, т.е. влияние на p может быть.
Плюс у Яндекса убыточное Такси много ресурсов отнимало, надо отдельно рассмотреть.
Как я понимаю, в Яндексе до сих пор более 70% выручки и прибыли — это реклама
Online advertising revenues grew 18% in Q1 2019 compared with Q1 2018 and generated 73% of total revenues
Т.е. рост прибыли может быть, если нерекламные сервисы все таки начнут заметную прибыль приносить. Непонятно.
Вот отрывок из последнего квартального отчета, усе красное, кроме поиска
Ошибочное мнение, политкорректно говоря
А вот спек. составляющая тут вполне может быть. Яндекс сильно коррелирует с индексом nasdaq, пока растет nasdaq, амер. фонды будут тянуть и яндекс.
Яндекс.Маркет диктует барыгам как и почем они должны продавать свои товары. Если торговцы не соответствуют условиям, их отключают от системы. Поэтому таки перспективы есть — это второй Роспотребнадзор, только с официально действующей коррупцией.