Прошедшая предпраздничная неделя была весьма волнующей для нефти. Цены нефти показали сильное снижение. По Брент цена опускалась ниже 70 долларов за баррель. А по американской нефти WTI снижение от максимальных отметок и вовсе превышало 10%. Снижению цен способствовали данные из США о росте запасов нефти почти на 10 Мб. Еще более медвежьим стали данные о росте ежедневных объемов добычи нефти до нового рекордного уровня в 12,3 Мб/д. (А вот вышедшие данные Baker Hughes оказались почти нейтральными – компания сообщила о росте активных нефтяных вышек до 807 против 805 неделей ранее).
Наиболее важным прошедшим событием прошедшей недели было заседание ФРС США. Как и ожидалось, ключевая ставка сохранена на прежнем уровне. Но ФРС приняла решение о снижении ставки по избыточным резервам на 0,05% до 2,35%. Пусть это и так называемое «техническое» решение, но это лишний раз напоминает о том, что ФРС завершил цикл повышения ставки, и рынки в этом все более и более уверяются. С начала мая рыночные ожидания на снижение ставки ФРС немного уменьшились. Это привело было к небольшому росту доллара, что дало вклад в снижение нефтяных цен. Однако итогом всей недели стало снижение доллара, так что американская валюта дала скорей небольшой положительный вклад в динамику цены нефти.
Важнейший фактор повышения цены нефти в виде ограничений на поставки нефти из Ирана пока полноценно не действует. Дело в том, что Иран намерен активно использовать «серый рынок» для продажи нефти, чтобы преодолеть американские ограничения на экспорт сырья. Неясно насколько эффективными будут действия противоборствующих сторон в вопросах поставок нефти из Ирана, но понятно, что обнулить иранские поставки США не удастся. Такого мнения придерживаются многие, включая главу ОПЕК, который заявил о невозможности полностью вывести иранскую нефть с глобального рынка. У Ирана есть наработанный опыт серых поставок нефти в обход запретов. А в запасе против совсем жестких ограничений со стороны США у Ирана имеется угроза перекрытия Ормузского пролива. Правда, США уже направляют в регион ударную группу ВМС США во главе с авианосцем Abraham Lincoln и тактическую группу бомбардировщиков, чтобы послать ясный и однозначный сигнал иранскому руководству. Градус противостояния явно повышается и теперь рынок будет дожидаться первых оценок динамики иранского импорта в мае. Однако, судя по динамике цен, с главным аргументом быков на рынке нефти пока ощущается заминка.
Но зато опасения роста мирового спроса на нефть получили серьезную подпитку в виде новых твитов Трампа (пусть и ставящих целью подстегнуть торговые переговоры США и Китая). Он объявил, что с пятницы пошлины на определенные китайские товары увеличатся с 10 до 25%, а также не исключил введения пошлин на все товары, которые пока ими не облагаются. Есть опасения, что КНР может и вовсе отменить торговые переговоры с США после угроз Трампа повысить пошлины — в Китае не любят столь открытого давления на переговорный процесс. Рынок нефти прекрасно представляет, что возможный срыв торговых переговоров между крупнейшими экономиками грозит резким сворачиванием мировой торговли и снижением потребления нефти. Поэтому неудивительно, что цены нефти начинают неделю с дальнейшего снижения.
Другие элементы извечной борьбы за равновесные цены нефти (включая угрозы законопроекта NOPEC, перспективы резких изменений дел и поставок нефти из Венесуэлы, проблемы поставки нефти по нефтепроводу «Дружба» и ряд других) пока немного остаются в тени перечисленных выше важнейших проблем. Наступающая неделя задаст новые повороты в расстановку рыночных факторов. Однако переломить обозначившийся тренд на снижение цен нефти теперь будет крайне непросто.