В предыдущих постах я писала о пагубной роли золота в Великую депрессию — сложно найти, где оно не успело нагадить. В связи с этим вернемся в 1925 г, к одной статье, адресованной тогдашнему канцлеру казначейства Великобритании. Предыстория:
Как и сейчас, многие малограмотные экономисты ратовали за переход на золото с плавающего курса, дескать избавимся от резаной бумаги и заживем. В Первую мировую европейские страны отказались от золотого стандарта. С 1924 пошли слухи, что Великобритания к нему вернется. 17 марта 1925 г канцлер казначейства дал званый обед. За 2 месяца до этого он опубликовал меморандум с доводами в пользу золотого стандарта и решил обсудить это. На обеде автор статьи ниже горячо спорил с бывшим канцлером казначейства, категорически возражая против золота. Тогдашний канцлер не прислушался к противнику золота и ввел золотой стандарт, а зря. Это вызвало дефляцию, безработицу, всеобщую забастовку 1926 г, спад в карьере самого канцлера. В 1931 г золотой стандарт отменили, но пить боржоми к тому времени было несколько поздно. В итоге канцлер назвал переход на золото худшей ошибкой в своей жизни. Звали его
Уинстон Черчилль. А автора статьи ниже —
Кейнс.
1925 г.
Экономические последствия валютной политики мистера Черчилля.
Приведу выдержки.
Глава 1. Почему растет безработица.
Начинается с текущего описания экономики, отличного в большинстве стран и похуже в Великобритании. Причина в разнице цен в стране и в мире. Цена экспорта Англии слишком высока. Считается, что виноваты рабочие — слишком много получают и мало работают. Но Кейнс считает, что это справедливо в отдельных случаях. Причина в другом:
Мы знаем, что стоимость фунта стерлингов за границей повысилась на 10%, в то время как покупательная сила для английских рабочих не изменилась. Это изменение внешней стоимости фунта стерлингов было преднамеренным актом правительства и канцлера казначейства, и наши теперешние затруднения в области экспортной промышленности являются его неизбежным последствием, которое легко было предвидеть.
Политика повышения внешнего курса фунта стерлингов, который был на 10% ниже его довоенной цены в золоте, до этой довоенной цены обозначает, что если мы продаем что-нибудь за границей, то заграничный покупатель должен платить на 10% больше в своей валюте или же мы должны взять на 10% меньше в своей валюте, а это значит, что, пока цены где-нибудь не поднимутся, мы должны уменьшить наши цены в стерлингах на уголь, железо, морской фрахт и пр. на 10% для того, чтобы иметь возможность конкурировать. Таким образом политика повышения курса на 10% обусловливает сокращение на 10% выраженной в стерлингах выручки нашей экспортной промышленности.
Продолжение следует. Кстати, заметили как просто и легко написана статья? Современным экономистам стоит поучиться.