После завершения ЕЦБ программы скупки активов в декабре, экономика едва подала признаки самостоятельности, но торговые войны, похоже задушили рост на корню.
Инфляционные ожидания, измеряемые через форвардные свопы, рухнули на этой неделе, а вчерашние данные по CPI (1.3% против 1.5% прогноза) подтвердили, что дела у ЕЦБ выходят из-под контроля.
Совершенно непонятно, в каком секторе или в каком аспекте ЕЦБ увидел подъем экономики, когда основные показатели были просто неудовлетворительными. Начнем с инфляции:
Инфляция на промышленные товары (т.е. промежуточная товарная ступень перед производством конечных товаров для потребителей) рухнула в четвертом квартале 2018, а если не брать в расчет топливо, то показатель не превышал 0.5% с 2015 года.
В поиске положительных моментов восстановления стоит заглянуть в статистику по Германии, локомотива роста Еврозоны, однако тут также ожидает неприятный сюрприз:
Производство легковых автомобилей в Германии падает угрожающими темпами схожими с кризисом 2008 года. При этом преградой для сбыта стало не только замедление спроса в Азии, но и снижение внутренних продаж в четвертом квартале — первом квартале 2019.
Пессимизм нарастал и в корпоративных ожиданиях, причем они устойчиво снижались с начала 2018 до настоящего момента:
Для меня остается загадкой почему ЕЦБ решил прекратить поддержку экономики. Хотя предположение есть: структурный дисбаланс в плане перспектив роста экономик периферии и ядра. «Расшивка» узких частей была долгое время происходила за счет кредитного смягчения, и если слабым членам терять особо ничего, то сильные страны типа Германии хотят быть готовы иметь хоть какой-то запас монетарных инструментов для воздействия на выпуск в случае рецессии.
Что вы думаете на этот счет?
По другим новостям. Азиатские акции выросли в пятницу основной всплеск оптимизма пришелся на китайский фондовый рынок благодаря сообщениям о прорыве в торговых переговорах США и Китая. Наплыв инвесторов в облигации стабилизировался в конце недели, которая была ознаменована глобальным бегством от риска.
Шанхайский композитный индекс подскочил на 3.2%, получив необходимую дозу уверенности для продолжения роста после заявлений чиновников Белого Дома, что Китай сделал первый шаг в разрешении дилеммы, связанной с ключевыми разногласиями в переговорах, а именно определения условий справедливой борьбы за долгосрочное технологическое преимущество.
В пятницу Мнучин сообщил, что рабочий ужин с китайскими коллегами оказался весьма «продуктивным» заронив надежду, что дальнейшие заявления о ходе переговоров смогут сбалансировать информационный фон, изрядно подпорченный заявлениями ЕЦБ и ФРС.
Устойчивые позиции американских индексов прежде всего говорят о благосклонной реакции инвесторов на сигнал поддержки со стороны ФРС. Фондовый рынок не разделяет опасений рынка облигаций, что выражается в одновременном росте обоих, порождая конфликтующий сигнал в оценке перспектив подъема экономики. С начала года S&P500 взлетел на 12.3%, показав лучшую реализованную доходность с 2009 года.
Доходность по 10-летним казначейским облигациям выросла до 2.402% в пятницу после снижения в четверг до 15-месячного минимума в 2.352%, так как ФРС начал спешно сворачивать планы по ужесточению политики. Отрицательный спред между доходностью 10-летних и 3-месячных облигаций наблюдавшийся в конце прошлой недели красноречиво говорит об ожиданиях, что на трехмесячном горизонте инвестирования может произойти еще больший откат в политике ФРС.
К большому сожалению регулятора, ВВП США за четвертый квартал был пересмотрен с 2.6% до 2.2%, потребительские расходы до 2.5%, а стоимость товаров без учета импорта выросла на 1.7%, что добавляет беспокойства в отношении инфляции, которая теряет темп не только из-за ухудшения внешней торговли (т.е. компонента импорта в инфляции).
Артур Идиатулин, рыночный обозреватель Tickmill UK
Наш конкурс для ленивых Угадай NFP
PRO счет условия