Наиболее тяжелой ситуация с госдолгом остается в Мордовии, где по состоянию на 1 января 2019 года госдолг составляет более 200% от налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета, что является абсолютным рекордом для регионов России.
Объем и динамика изменения совокупного госдолга Мордовии, 2014 — 2018 гг.:
Во второй половине 2018 года ситуация с госдолгом Мордовии осложнилась тем, что крупнейшие финансовые институты прекратили кредитовать регион из-за возросших рисков. В частности, в период с октября 2018 по январь 2019 года Минфин региона неоднократно объявлял аукционы на предоставление региону 22 кредитных линий с общим лимитом более 4 млрд рублей с целью осуществления выплат по ранее полученным кредитам, однако каждый раз аукционы объявлялись несостоявшимися из-за отсутствия заявок. В январе 2019 года после очередной неудачной попытки привлечения заемного финансирования региональная администрация приняла решение получить необходимую сумму другим способом выставить на торги принадлежащее ей сельскохозяйственное предприятие «Тепличное». Впрочем, привлечение новых кредитов на погашение старых и распродажа имущества вряд ли могут решить проблему сверхвысокого долга региона. Спасти регион от дефолта и восстановит устойчивость бюджета в такой ситуации может только финансовая поддержка федерального центра.
Регионы традиционно набирают долги под конец года.
Ситуация с динамикой госдолга регионов могла бы быть еще более позитивной, если бы регионы не допустили традиционного привлечения новых долгов в конце года. Для регионов становится уже традицией привлекать кредиты для покрытия расходов и финансирования бюджетного дефицита перед Новым годом. За декабрь 2018 года суммарная долговая нагрузка регионов выросла на 7,4%.
Привлечением новых долгов в самом конце года занимались 36 регионов. Активнее всего этим занимались Пермский край и Воронежская область, удвоившие объем госдолга в последние дни 2018 года.
Топ — 10 регионов, допустивших наиболее существенное повышение госдолга в декабре 2018 года:
Склонность к привлечению заемных средств в декабре может свидетельствовать о низком качестве финансового планирования в регионах, а также о том, что для многих регионов госдолг по — прежнему остается инструментов латания бюджетных «дыр», а не источником финансирования проектов развития.
Рейтинг регионов по уровню долговой нагрузки на начало 2019 года
Методическое примечание: показатель долговой нагрузки рассчитывался как отношение двух показателей: в числителе — объем государственного долга субъекта Российской Федерации на 01.01.2019 (из сводной таблицы по государственному долгу субъектов РФ, размещенной на сайте Министерства финансов РФ), в знаменателе — объем налоговых и неналоговых доходов (из «Информации об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда», форма 0503317 на 01.12.2018, размещенной на сайте Федерального казначейства). Дата обращения к источникам и получения показателей: 10.02.2019
Источник:
Национальное Рейтинговое Агентство.