Привожу заметку по нефти, опубликованную на сайте Вестей (https://www.vestifinance.ru/articles/115734)
Потенциал роста цен нефти еще сохраняется, но перекупленность и Трамп толкают их вниз
Для цен нефти стартует новый важный месяц. В марте должны сформироваться показатели, которые позволят ОПЕК+ выбрать стратегию дальнейших действий. Основное противоборство по-прежнему будет осуществляться по линии производителей и потребителей нефти, а иногда и вовсе сужаться до противопоставления OPEC+ vs. NоOPEC. А пока, даже несмотря на уже произошедший сильный рост цен нефти, позиции быков на рынке еще остаются сильными.
ОПЕК+
Странам соглашения об ограничениях добычи ОПЕК+ предстоит сформировать, а в последующем (в апреле) и принять решения о возможном распространении соглашения на вторую половину года. Для подтверждения эффективности своих действий страны ОПЕК+ хотели бы увидеть тренд на снижение мировых запасов нефти. Предпосылки для этого имеются. Так, в последнюю неделю февраля в США уже было зафиксировано значительное снижение запасов. Пока это снижение представляется обусловленным сочетанием не очень устойчивых факторов. Но, по мере приближения автомобильного сезона в северном полушарии, тенденция на снижение запасов обещает стать более выраженной. Теперь нужно, чтобы лишь слегка обозначенное снижение запасов стало устойчивым трендом.
И для этого есть основания — страны ОПЕК+ уже два месяца добывают нефть по урезанной программе. Февральская волна подрастания цен нефти тоже была связана в основном с внушительным сокращением поставок со стороны ОПЕК, которые уже по итогам января снизились на 0,797 Мб/д. Особенно отличилась Саудовская Аравия, где сокращение добычи на 0,35 Мб/д снизило ее вплоть до 10,213 Мб/д. Министр энергетики страны Халид аль-Фалих обещал, что королевство до марта сократит добычу нефти почти до 9,8 Мб/д, а экспорт до 6,9 Мб/д. В связи с произошедшим повреждением силового кабеля на крупнейшем морском месторождении «Сафания» сокращение добычи могло бы оказаться даже большим. Но авария была оперативно устранена и совсем аномальных снижений добычи не случилось. Совсем скоро рынки узнают усредненные данные по добыче нефти в феврале. В связи с опережающим снижением добычи в СА есть основания полагать, что суммарная добыча стран ОПЕК+ вновь покажет снижение.
А вот эффект воздействия сокращения добычи странами ОПЕК+ на динамику нефтяных цен уже проявился достаточно явно. Активный рост цен нефти дал за пару месяцев прибавку около 35%. Так, по нефти Брент цены за эти два месяца выросли с 50 почти до 68 долларов за баррель.
Наша страна тоже принимала обязательства по сокращению добычи и за три месяца до конца марта обещала снизить добычу до 11,182 Мб/д — на 0,228 Мб/д от уровня октября. По данным пресс-релиза Минэнерго РФ добыча нефти в РФ в феврале снизилась к октябрю на 97 тысяч баррелей в день. (При этом к концу февраля Россия вышла на сокращение добычи нефти в рамках сделки примерно на 0,118 Мб/д). То есть Россия пока не выполнила взятых на себя обязательств и в марте предстоит сделать наиболее крупный шаг по сокращению добычи. Страны ОПЕК уже приучены к такому режиму. В январе Генсек ОПЕК Мохаммед Баркиндо объяснял, что для России типично нужно больше времени для наращивания или сокращения производства, что обусловлено сложной географией месторождений и большим количеством работающих нефтяных компаний.
Тем не менее, за счет опережающего сокращения добычи рядом стран ОПЕК показатели широкой коалиции стран ОПЕК+ уже в январе была на 1,55 Мб/д ниже, чем в октябре (при договоренностях снизить добычу на 1,2 Мб/д). Существенное сокращение добычи показывают также выведенные за рамки соглашения Иран и Венесуэла.
Венесуэла, Иран
Венесуэла в последние годы уже демонстрировала довольно выраженное снижение добычи. По данным ОПЕК к началу 2019 года она упала более чем в два раза по сравнению со средними уровнями 2015 года. Основные сложности в стране формируются уже давно, но в последние месяцы происходит их резкое нарастание. По оценкам в феврале добыча снизилась почти до 1 Мб/д. Новостной фон по Венесуэле после начала активных попыток США по смене власти в стране напоминает проснувшийся вулкан. Тут и заморозка счетов, и отказ в выдаче золота, и ограничения в поставках нефти и попытка «демократического» прорыва с гуманитарной помощью. Ожидаемо, что обстановка и далее будет усложняться, увеличивая шансы на дальнейшее снижение добычи нефти.
Власти Венесуэлы делают попытки стабилизировать обстановку. Венесуэла делает ставки на страны, которые ее поддерживают и могут помочь в потенциально более сложных ситуациях. Каракас готовится к подписанию новых договоров с Россией по углублению сотрудничества. Уже в апреле пройдет встреча межправительственной комиссии РФ и Венесуэлы, в ходе которой планируется заключение новых соглашений, а в марте будет идти их подготовка. Президент Венесуэлы Николас Мадуро принял решение закрыть офис нефтяной госкомпании PDVSA в Лиссабоне и перевести его в Москву. Каракас намеревается предпринимать законные шаги по возврату своих активов в других странах, где они были переданы оппозиции.
Приходят известия о перенаправлении потоков экспортируемой нефти, поставлявшейся в США. В результате растут объемы экспортных поставок нефти на рынки стран Евросоюза и Индии. (Одним из покупателей венесуэльской нефти в Индии является владеющая рядом НПЗ и сетью заправок компания Nayara, которая на 49,13% принадлежит Роснефти). Около 70% поставок нефти из Венесуэлы в феврале пришлось на покупателей из Азии, главными импортерами сырья являются Индия, Сингапур и Китай. По уверениям министра нефти Венесуэлы Мануэля Кеведо критического сокращения экспорта и добычи сырья не произошло, и зарубежные поставки держались весь февраль на уровне 1,2 Мб/д. Но это оценки по загрузкам – многие загруженные танкеры не двигаются и остаются в подвешенном состоянии из-за наложенных санкций. По реальным разгрузкам танкеров объемы экспорта нефти в феврале опустились ниже 1 Мб/д. Совсем скоро рынок узнает оценки ОПЕК по динамике добычи у стран картеля. В марте появятся более взвешенные оценки дальнейшей динамики добычи нефти в Венесуэле.
Поле провала переговоров с КНДР у Трампа может возникнуть желание направить нереализованную энергию кавалерийского наскока на Венесуэлу. Или эта энергия будет сохраняться для Ирана? В марте-апреле должна будет уменьшиться неопределенность с обещанным ужесточением эмбарго США на поставки нефти из Ирана, которое остается потенциально сильным фактором давления на цены нефти. Напомним, что к концу апреля истекает предоставленная США шестимесячная пауза в наложении более жестких ограничений на иранские поставки нефти. Иран уверяет, что совсем жесткие ограничения не будут действовать никогда, поскольку Европа уже создала альтернативные способы расчетов за поставки нефти. Такая система должна позволить ЕС снизить зависимость от США. Альтернативная система расчетов за нефть также будет важной картой в геополитической игре и может стать одним из предметов торга в стартующих 6 марта торговых переговорах США и ЕС.
Потребители. США и Китай
А вот важнейший переговорный процесс между США и Китаем по их торговым спорам уже вышел на финишную прямую и в марте обещает дать позитивные результаты. Во всяком случае, март начинается на оптимистичной ноте хороших прогнозов. Так что пока со стороны потребителей цены нефти в марте не ждут подвоха. По ожиданиям их война новых повышений экспортных пошли на товары будет приостановлена. А значит, снизятся опасения о торможении роста спроса на нефть. В февральском ежемесячном обзоре ОПЕК оценивает рост мирового спроса в 2018 году на уровне 1,47 Мб/д (произошел пересмотр более консервативного прогноза роста на 1,26 Мб/д). На 2019 год рост спроса оценивался более скромно в 1,24 Мб/д. Но прогноз текущего года напротив может быть повышен, если и далее будут снижаться угрозы эскалации на основных фронтах торговых войн.
Фактором неопределенности остается возможный переход ведущих экономик к рецессии. Такая угроза нависает сразу во многих зонах, включая Китай, который долгое время оставался локомотивом спроса на нефть. Состояние мировых фондовых рынков постоянно напоминает об этих угрозах. Начало сильного снижения на них может свидетельствовать о переходе и прочих рынков в новую реальность. По опыту известно, что вместе с сильным снижением фондовых рынков пессимизм приходит и в динамику цен нефти. Эту тревожную опцию возможного снижения рынок будет сохранять и в марте.
Но пока явного отката цен нефти не происходит и президенту США Трампу даже пришлось «одернуть» цены эмоциональным высказыванием Твиттере: «Цены на нефть становятся слишком высокими. Страны ОПЕК, пожалуйста, расслабьтесь и отнеситесь с понимаем. Мир не может себе позволить роста цен». Президент США уже неоднократно «заговаривал» цены нефти к снижению. По мере приближения намеченного на апрель 2019 года саммита ОПЕК подобного рода заклинания могут только усилиться. Но США может попытаться активизировать и более мощное оружие. Напомним, что еще ранее в Конгресс США были внесены поправки к знаменитому антимонопольному Закону Шермана, названные NOOPEC Bill. В феврале NOOPEC Bill проходил слушание в комитете Конгресса. В США есть много желающих показать, что они «не будут мириться с вопиющими антимонопольными нарушениями ОПЕК», и они готовы к реваншу. Поэтому имеются шансы на прохождение таких поправок и последующее получение поддержки от президента.
Что касается наиболее естественного оружия борьбы с ростом цен, то здесь у США пока получалось действовать очень эффективно. За два с половиной года добыча нефти в США выросла более чем на 3,5 Мб/д. В последнем оперативном отчете EIA вновь зафиксирован недельный рост добычи до рекордных значений 12,1 Мб/д. Правда, судя по различным данным, безудержный рост добычи в США вскоре начнет замедляться. Дело в том, что продуктивность скважин более уже не растет, а буровая активность начинает снижаться. Так в последнюю неделю число активных буровых для бурения нефтяных скважин снизилось сразу на 10 шт., а с конца прошлого года их снижение составило уже 40 штук или 4,5%. Так что со временем можно будет ожидать приостановки бурного роста добычи нефти в США.
Вышедшие на прошлой неделе данные по запасам нефти в США показали сильное снижение. Еще более выраженное снижение было показано по запасам нефти и нефтепродуктов. Возможно, это является признаком так чаемого странами ОПЕК+ будущего снижения мировых запасов. Этому могут поспособствовать ожидаемое торможение роста добычи нефти в США и продолжающийся рост мирового спроса.