Много слов сказано о предстоящих покупках валюты со стороны Минфина. В основном, в контексте рисков для рубля. В логике, что, если сейчас доллар – 67 рублей, то после интервенций Минфина, наверно, преодолеет 70.
Статистика же говорит едва ли не об обратном. Минфин сокращает или наращивает покупку иностранной валюты, полагаясь на обстановку и стараясь не раскачать рублевые курсы. Так, государство увеличивало интервенции всю вторую половину 2017 года и первый квартал 2018 без очевидных подвижек курса. Рубль стоял на месте. Масштабный рост покупок, начиная с апреля-мая 2018 – скорее, реакция на санкционные риски и ожидания стремительного ослабления рубля.
Надо сказать, особенно сильной девальвации национальной валюты не произошло. Хотя -20% за год для рубля и много. Но проследим логику далее. Минфин набрал долларов, евро и юаней. Курс рубля стабилизировался в паре с долларом на 65-70 рублях. И уже в декабре те же страхи, что двигали чиновниками с весны прошлого года и заставляли продавать рубль, стали толкать их на сокращение интервенций. Чтобы рядовые граждане не стали попрекать Минфин и ЦБ в слаженной работе по нагнетанию инфляции.
В итоге, получаем классическую ситуацию. Государство как не искушенный спекулянт совершило массовые покупки иностранных валют в период их наибольшей дороговизны. Опасаясь собственных действий, второй месяц сокращает эти покупки (думается, продолжит сокращение и в феврале). Люди напуганы и видят в дальнейших действиях монетарных властей только угрозу. В общем, желающие от государства и граждан уже купили. Курсы доллара и евро вблизи среднесрочных максимумов. И теперь, когда и Минфин, и сами граждане уже, что называется, в позиции, даже просто удерживать 67-70 рублей за доллар и 77-80 рублей за евро – непростая задача. Более вероятный путь – откат обеих пар на 5 и более рублей вниз.