Цены нефти в понедельник нырнули вниз и оказались ниже недавних минимальных отметок. Выросла угроза захода нефтяных цен на новое снижение. Тем более что очень скверно себя чувствуют глобальные фондовые рынки. К завтрашнему заседанию ФРС рынки подходят на грани полноценной паники. Так что у ФРС стоит непростая задача продемонстрировать свою уверенность и одновременно дать понять рынкам, что цикл повышения ставок подходит к завершению.
Если все же срыв вниз произойдет, то такое движение полностью изменит карту рынка. Для нас в первую очередь важна угроза снижения нефтяных цен. Не стоит напоминать, что нефть — это наше все. Налоговые поступления на добычу переработку и, особенно на экспортные поставки нефти, в значительной мере определяют наполнение доходной части бюджета России. Поэтому цена нефти так важна не только непосредственно для нефтяных компаний, но и для балансировки государственных финансов.
Предыдущее сильное снижение цен нефти в 2014 году запустило и стало основной причиной сильной девальвации рубля. А далее волны роста цены нефти и новые снижения в 2014-2017 годах происходили почти ровно в противофазе с колебаниями доллара против рубля. Любое новое снижение цен нефти наш фондовый рынок воспринимал как новую угрозу, а рост цен нефти как надежду на спасение. Особенно хорошо это проявлялось в динамике рубля относительно доллара, который нырял вниз вслед за нефтью и отскакивал вверх вместе с ростом цены. Корреляция между ценой нефти и динамикой рубля была почти стопроцентной.
Начиная с 2017 года ситуация начала изменяться и рубль стал постепенно отсоединяться от динамики нефтяной цены. И в 2018 году динамика рубля уже почти не следовала за последними колебаниями цен нефти. Частично это было связано с накопленным запасом девальвации, а далее с новыми сильными раздражителями в виде принятых и еще ожидаемых санкций. В результате в 2018 году даже наблюдалось небольшое ослабление рубля при одновременном росте цен нефти.
Смена разных периодов хорошо прослеживается в динамике рублевых цен нефти. В период сильной отрицательной корреляции пар нефть-доллар и доллар-рубль (2014-2017 годов) снижения цен нефти приводили к ослаблению рубля. В результате рублевая цена одного барреля совершала лишь относительно небольшие колебания вокруг отметки 3000 рублей за баррель. В 2018 году рублевая цена нефти показала сильный рост до уровней в 5700 рублей и последующее резкое снижение ниже 4000 рублей за баррель.
Коэффициент корреляции «К», рассчитанный на периоде в один год имеет совершенно разные значения в различные периоды. С 2014 года по начало 2017 года наблюдалась очень сильная («К» близко к минус 1) «анти корреляция» пар нефть-доллар и доллар-рубль. Это был период сильной зависимости рубля от цен нефти. В 2017 году ситуация начала изменяться, а в 2018 году коэффициент «К» даже перешел на положительную территорию. Рост цен нефти сопровождался небольшим ослаблением рубля в основном связанным с волнами новых санкций.
Можно было предположить, что сильное изменение корреляции динамики нефти и рубля в принципе могли быть связаны с динамикой индекса доллара, который сам претерпевал заметные колебания. Однако это не так. Во-первых, эти колебания индекса доллара имели амплитуду несопоставимую и с колебаниями цен нефти, и с динамикой рубля относительно доллара. Но, самое главное, что рассмотренные выше закономерности наблюдаются и для евро, которое, по понятным причинам, колебалось с фазой противоположной колебаниям индекса доллара.
Видим что на графиках цены нефти, наложенных на динамику евро относительно рубля, повторяются все отмеченные выше закономерности пар нефть-доллар и доллар-рубль. А именно: в период 2014-начала 2017 годов видна четкая анти корреляция, а затем картина становится иной.
Хорошо наблюдаемая глазом картинка еще более наглядно проявляется в динамике коэффициента корреляции цены нефти в евро и рубля относительно евро. Как видим из приведенных графиков, колебания индекса доллара действительно накладывают отпечаток, и указанный график по евро немного отличается от графика корреляции в долларах. Однако принципиально картина не меняется – период отрицательной корреляции 2014 – начала 2017 годов к настоящему времени и по евро сменился состоянием положительной корреляции.
Перед заседанием ФРС цены нефти стоят на мощнейшей развилке. Опция среднесрочного роста цены по-прежнему остается открытой с ближайшими целями в 62,5 долларов за баррель, а при преодолении и даже в сторону 71-72 доллара за баррель. Если же цена все же скользнет вниз, то скорей подобные цели нужно будет ставить не ценам нефти, а динамике доллара в рублях. При возможном провале цен нефти на рынок вновь может вернуться знакомая по 14-16 годам анти корреляция пар нефть-доллар и доллар-рубль. Так что наш рынок тоже стоит в зоне бифуркации и итоги заседания ФРС могут поменять характер важных для нас рыночных движений.
Тем более по разницы по краткосрочным доходностям снизилась ниже 4,5%.
Причина «корреляции» курса РУБ/$ с долларовой ценой Брента (даже не Urals!) — это политика вредителей в ЦБ РФ. Как только вредители перестали поддерживать «корреляцию», она сошла на нет. Другими словами, «корреляция» целиком рукотворная.
Вредителей из ЦБ РФ было бы правильно казнить за нарушение Закона о Центральном Банке. Вместо поддержания стабильности валюты они устраивают обогащение аффилированных лиц и обнищание народа.
«Вот и вы пытаетесь осудить. А ведь даже не знаете, чтобы вам сейчас уйти отсюда, два часа назад Жеглов рисковал жизнью под пулями. „@ ))