«Роснефть» передумала работать в Иране и отказалась от совместных проектов с местной национальной нефтяной компанией на $30 млрд; одна из главных причин — введенные против Ирана санкции США, пишут «Ведомости» со ссылкой на три источника, знакомых с топ-менеджерами российской госкомпании.
Подробнее. «»Роснефть» и Иранская национальная нефтяная компания могут выйти на реализацию совместных проектов в области нефтегазодобычи с [инвестициями] до $30 млрд и добычей нефти до 55 млн тонн в год», — рассказывал Игорь Сечин в конце 2017 года. Тогда стороны подписали дорожную карту по реализации целой серии нефтяных и газовых месторождений.
Переговоры прекратились летом 2018 года из-за угрозы санкций США в отношении Ирана, которые в итоге были введены в ноябре и ограничили поставки нефти на экспорт, выяснили «Ведомости». «Обязательств перед иранской стороной у «Роснефти» никаких не было, денег госкомпания не вкладывала, так что потерь не будет», — уточняет один из источников газеты.
В Иране собирались работать, но приостановили переговоры все крупные российские нефтяные компании, пишут «Ведомости»: например, «Газпром нефть» и «Татнефть» заинтересованы в иранских проектах, но изучают ситуацию из-за санкций, а ЛУКОЙЛ подготовил контракт, но не подпишет его до снятия ограничений. Среди зарубежных компаний из Ирана ушла французская Total.
Другие причины. Санкции — не единственная причина такого решения «Роснефти», говорят собеседники «Ведомостей». По словам одного из них, компания в том числе меняет стратегию и намерена сосредоточиться на росте внутри России.
Отказ от инвестиций в Иран — разумный шаг с точки зрения новой стратегии «Роснефти» и возросших политических и санкционных рисков, пояснил изданию директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: «В какой-то степени отказ от сотрудничества может быть связан и с тем, что Россия пытается создать политический союз с Саудовской Аравией, у которой с Ираном плохие отношения».
Контекст. Весной Дональд Трамп объявил о выходе США из заключенной в 2015 году ядерной сделки с Ираном, которая предполагала отмену западных санкций в обмен на ограничение ядерной программы страны. Свое решение Трамп объяснил тем, что сделка позволила Ирану продолжить работу над своей ядерной программой, а снятие санкций предоставило стране доступ к миллиардам долларов.
Против восстановления санкций выступили остальные участники сделки — страны ЕС: ограничения грозили вторичными санкциями работающим в Иране компаниям, в том числе из Европы. В итоге ЕС начал разработку механизма, чтобы помочь своему бизнесу проводить операции с Ираном в обход американских санкций.
Американцы рискуют.
А что, у них есть выбор?
Ва-банк!
ну ладно, хотя за иран обидно чертовски.