Тимофей Мартынов
Тимофей Мартынов личный блог
07 ноября 2018, 16:35

Немного про российский ритейл.

В 2014 году мой друг вышел в ритейл с очень узкой идеей. Я тогда думал, что вообще-то лучше не бежать туда, где нет конкуренции, а бежать лучше туда, где есть большой рынок, а там уже попытаться за счёт лучшего менеджмента надрать всем задницу. То есть, сказал я, надо идти в продуктовый ритейл.

Мой друг ответил: что там уже мегаконкуренция и поезд уже ушел.

Теперь циферки из свежего обзора Sberbank CIB — Russian Retail: Disrupted by Specialists.

5 специализирующихся ритейлеров: Детский Мир + ВкусВилл + FixPrice + Красное&Белое + Бристоль
Выручка выросла с 89 млрд руб в 2013 до 490 млрд руб в 2017

Число магазинов 2013-->2017 
К&Б = 1000 --> 5268
Бристоль = 240 --> 3040
FixPrice = 1000 --> 2461
ВкусВилл = xз --> 670 (+220 за 12 мес)

Выручка, млрд руб 2013-->2017 
К&Б = 23 --> 215
Бристоль = 240 --> 3040
FixPrice = 1000 --> 2461

Опрос: 84% населения регулярно посещают один из этих магазинов, 64% верят, что в них лучше, чем в обычных универмагах и гипермаркетах.

Вывод 1: мелкому игроку всегда найдется место на большом рынке, особенно если зайти с партизанской стратегией

Короче, Сбербанк КИБ посчитал, что около 120 млрд рублей выручки эти 5 ритейлеров «откусили» у крупнейших трех сетей.

смотришь на планы наших публичных ритейлеров по открытию новых магазинов — и диву даешься — за чей счет-то рост?
сумма расходов населения не растет, а лишь перераспределяется между игроками. С рынка никто не уходит, все пытаются держаться, а от этого идет давление на маржу.

Вывод 2
: я пока не вижу светлого будущего для российских публичных ритейлеров. Особенно меня беспокоит Магнит, который собирается в соответствии со своей новой стратегией продавать товары для больных, зверюшек и детей. Боюсь фокус только утратят за счет расширения ассортимента...

Итак, если в целом:
  • конкуренция в 2019 продолжит расти --> масса новых магазинов
  • рынок не растет: ожидать роста расходов неоткуда
  • расходы на топливо растут и повышается НДС на 2пп в 2019
  • цены под давлением конкуренции снижаются
  • => LFL должен падать
  • => маржа должна дальше сужаться
43 Комментария
  • Trendovik
    07 ноября 2018, 16:42
    Доступ к банкам надо иметь. Быть в доле. Тогда все будет хорошо! :)))
    В городе, где сейчас живу была смешная продуктовая сеть. Сбер дал кредит на миллиард :) под реконструкцию супермаркета :) В итоге перенесли входную группу :) Украсили шариками :) Сейчас владелец где-то за бугром :) Купается в океане в районе Сейшелов или Мальдивов :)
  • Trendovik
    07 ноября 2018, 16:45
    Южное Бутово, Магниту надо отделы в магазинах открывать «Белое и Красное» :) и бухариков со всей округи приучать к культурному распитию горячительных напитков :) Учить культурно нажираться :)
  • trader_95
    07 ноября 2018, 16:48
    смотришь на планы наших публичных ритейлеров по открытию новых магазинов — и диву даешься — за чей счет-то рост?

    Как правильно тут недавно отмечали: экономика России — это айсберг. Официальный ритейл растет за счет всплытия подводной части.
    В целом для экономики, доходов государства это хорошо, но мелкий и часто во многом серый ритейл загибается.
    В Москве еще лет 5 официальный непродовольственный ритейл будет расти хорошими темпами, если один лишь «Садовод» закрыть.
  • Alex64
    07 ноября 2018, 16:50
    рынок не растет: ожидать роста расходов неоткуда
    Рынок растет всегда, а продуктовый тем более, не меньше чем на процент инфляции.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн