По работе сейчас изучаю электроэнергетику. До этого момента отрасль почти не знал и поэтому даже не лез разбираться, почему, например, всем так нравятся префы Ленэнерго. Теперь же морально готов посмотреть на электроэнергетические компании более предметно. Буду делать это в ближайшее время. А пока немного об отрасли.
Отрасль в нынешнем виде, в котором мы ее все знаем, появилась в результате реформы РАО «ЕЭС». Суть реформы заключалась в ликвидации вертикальной интеграции генерирующей и сетевой деятельности. Также, генерирующие и сетевые активы были разделены на более мелкие компании. В последствие, многие компании были выведены на биржу, что позволило бюджету заработать более $25 млрд. Отсюда целая россыпь акций на московской бирже разных МРСК (Межрегиональные распределительные сетевые компании, ОГК (Оптовые генерирующие компании), ТГК (Территориальные генерирующие компании). Я пока изучал только сетевые компании и расскажу об этой части отрасли.
Структура
На данный момент сетевой рынок представляет собой одну большую гос. монополию – Россети. Этой компании принадлежат контрольные пакеты во всех остальных сетевиках – ФСК и всех МРСК (Ленэнерго и МОЭСК к ним тоже относятся).
Тарификация
Ахиллесова пята любой монопольной системы – это тарифы. Подобрать правильную систему ценообразования – это искусство. Вот и в Российской сетевой энергетике это является большой проблемой. До 2009 года все сетевики работали по так называемой системе Cost+. То есть компаниям просто возмещали текущие годовые расходы и давали небольшую маржу – это и было их выручкой. Потом чиновники быстро поняли, что это не мотивирует менеджмент компаний заниматься развитием и поменяли систему. Новая система называлась Regulatory Asset Base (RAB). Согласно этой системе, с помощью тарифов, возмещались инвестиции компании в свою инфраструктуру с определенной нормой доходности. Топ-менеджмент – народ хитрый, компании начали строить новые сети, а не модернизировать старые (это проще). Новые сети строились по тем же технологиям, что и старые, поэтому энергопотери не уменьшались. При этом, энергопотребление в стране падает, за счет эффективности конечных потребителей. Как вы можете догадаться, загрузка сетей в такой ситуации снижается. В 2013 рай сетевиков накрылся медным тазом, на смену RAB пришел CPI-X. При новой системе ценообразования тарифы просто растут от определенного уровня темпом инфляции минус «икс%». Это должно мотивировать компании становится более эффективными. Сейчас тарифы растут на 3%-5% в год и, как Вы понимаете, это очень плохо для сетевиков.
Оценка ситуации инвестбанками
Естественно, негативная. Так, например, Ренессанс капитал рекомендует продавать обычные акции Россетей с целевой ценой 60 копеек за штуку (Downside – 25%); держать префы Россетей с целевой ценой 1 рубль 38 копеек за штуку (Downside – 10%); держать акции ФСК с целевой ценой 19 копеек за штуку (Upside – 1%).
Больше:
https://t.me/intrinsic_value
поэтому они все в рост пошли в разы?
Скорей из-за обнищания, lol
Где Вы увидели эфективность? Вы не про лампочки Медведева, случайно? Так они занимают в общем потреблении мизер
Я знаю, например, большой производственный цех, в котором крыша из П-образных плит, без теплоизоляции, а отопление электрическое. Недавно там делали ремонт кровли, но про утепление никто даже не вспомнил, лол.
Вот и считайте, сколько лампочек медведева в год там в трубу вылетает:)
«Нужно узаконить дивиденды в тарифе». Глава «Россетей» Павел Ливинский о выборе между инвестициями и миноритариями