В связи с повышением НДС аналитики прогнозируют спад продаж на российском рынке автомобилей
06.07.2018
Российское правительство планирует увеличить налог на добавленную стоимость (НДС), чтобы достичь амбициозных экономических целей, и это ударяет по продажам автомобилей, которые едва начали расти после нескольких лет стагнации.
Во вторник законодатели одобрили предложение поднять НДС на 2 процента, и со следующего года налог будет составлять 20 процентов. Предполагается, что в течение года в бюджет поступят дополнительные 600 миллиардов рублей.
По словам дилеров, повышение НДС повлечёт за собой увеличение стоимости автомобилей, отразится на спросе и продажах и разрушит надежды на восстановление отрасли.
Представитель Nissan Russia сообщил, что производственные затраты автоматически увеличатся на 2 процента. Аналогичным образом повысится конечная стоимость автомобиля.
Японской компании Nissan принадлежит петербуржский завод, который ежегодно производит 100 тысяч легковушек. Эта компания, как и другие отечественные и иностранные автопроизводители, с 2013 года переживает спад продаж на фоне слабого экономического роста.
Продажи заметно снизились в 2014 году в связи с санкциями, которые введены против России из-за присоединения Крыма. Курс рубля упал, и стоимость автомобилей и другой продукции возросла.
До этих событий российский автомобильный рынок демонстрировал высочайшие в Европе темпы роста, и зарубежные компании активно инвестировали в его развитие, чтобы удовлетворить увеличившийся спрос. Рост вновь начался лишь в прошлом году.
В 2017 году в России было продано 1,6 миллиона автомобилей, что на 11,9 процента больше, чем в 2016 году. Однако это лишь треть продаж 2012 года – в период расцвета рынка, в ходе которого дилеры смогли реализовать около 3 миллионов машин.
По прогнозам Ассоциации европейского бизнеса, в этом году продажи новых легковых автомобилей и малотоннажного коммерческого транспорта увеличатся на 10 процентов и составят 1,75 миллиона машин.
Автоконцерн Peugeot-Citroen, который совместно с Mitsubishi владеет заводом в Калужской области (предприятие выпускает 125 тысяч автомобилей в год), заявляет, что повышение НДС приведёт к подорожанию многих товаров и, возможно, снизит общий объём потребления.
Компания сообщила Reuters, что если доходы людей не вырастут, то спрос упадёт, и это не лучшим образом отразится на автомобильном бизнесе.
Крупнейший в России автопроизводитель «АвтоВАЗ», компании «Соллерс», Volkswagen, Kia, Hyundai, Toyota и другие крупные игроки российского рынка автомобилей комментировать ситуацию отказались.
Непопулярные меры
Увеличение НДС наравне с повышением пенсионного возраста входит в ряд запланированных непопулярных мер. Оппозиционные политики утверждают, что Москва пользуется моментом, пока в стране проходит Чемпионат мира по футболу.
Повышение НДС приведёт к увеличению уровня инфляции на 1,5 процента за один только 2019 год, и показатель продолжит расти после инвестиций в грандиозные программы.
Руководитель проектов дилерского холдинга «АвтоСпецЦентр» (один из крупнейших автодилеров в России) Константин Авакян говорит, что автопроизводители повысят цены, чтобы восполнить потери из-за увеличенного НДС, и это может ударить по спросу.
По словам Авакяна, автомобиль – не самый популярный в России товар, поэтому восстановление рынка, которое началось после четырёхлетнего спада, может значительно замедлиться.
Некоторые аналитики прогнозируют временный рост продаж до повышения НДС и спад в 2019 году.
Аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов считает, что в ожидании увеличения НДС продажи могут вырасти, но в следующем году спрос спадёт.