В понедельник рынок встревожила заметка WSJ о том, что Трамп собирается ограничить возможности инвестирования китайских инвесторов в американские технологические фирмы, а также ограничить экспорт технологий в Китай. Озабоченность долгосрочным технологическим превосходством США в мире и в частности над Китаем вновь обнаруживает инструментальный характер тарифов. Это значит что если торговые ограничения преследуют косвенную цель и имеют мало действенных альтернатив, велика вероятность, что им могут злоупотребить, неверно оценив последствия для американской экономики. Китайские акции стали лидерами падения на прошлой неделе, потеряв 3.7% после того как Трамп пригрозил обложить 10-процентными ввозными пошлинами 200 млрд. китайского экспорта в США. Китайское руководство пытается отразить удар, смягчая кредитные условия в экономике. В воскресенье Китайский ЦБ заявил что снизит обязательную норму резервирования для коммерческих банков на 50 процентных пунктов. Так регулятор пытается стимулировать замещение долгового капитала акционерным у фирм, чтобы в случае ужесточения кредитных условий, фирмы не столкнулись с ростом расходов на обслуживание долга и выплатам по нему.
По отношению к Евросоюзу, Трамп занял не менее жесткую позицию: если расследование администрации Трампа покажет, что импорт автомобилей из Европы в США представляет «угрозу национальной безопасности», то чтобы ее устранить, будут введены тарифы размером в 20 процентов на данную продукцию. Евросоюз предупредил, что в случае введения пошлин будет вынужден принять ответные меры.
Доллар изменился незначительно относительно евро и фунт стерлинга, однако неприятие к риску проявилось в торговле USDJPY, которая просела до уровня 109.50, на фоне признаков эскалации торговой войны. С начала мая, пара топталась в узком диапазоне 110 — 111.00, однако нервы инвесторов не выдержали под напором сообщений о все более враждебному отношению Трампа к Китаю. Хорошо читаются позывы медведей прощупать уровни поддержки лежащие ниже, причем пока нет никаких оснований полагать что катализатор торговой войны сменит вектор на прямо противоположный, необходимый для роста USDJPY. Вопрос интеллектуальной собственности в споре остается нерешенным до текущего момента и рынок все это время пытался успокоить себя в достижениям в переговорах по устранению дефицита торгового баланса. Однако была понятна тщетность таких усилий, учитывая сложность и запутанность проблему за которую взялся Трамп.
Мягкая позиция Банка Японии вместе с растущей глобальной неопределенность будут и дальше подогревать спрос на иену как на защитный актив.
По итогам встречи стран ОПЕК, чиновники не дали информацию о конкретном повышении производства, оставив относительную свободу Саудовской Аравии и Кувейту, в определении комфортных объемов добычи. Рынок посылает смешанные сигналы о равновесии прежде всего из-за крупного независимого производителя — США, который не заинтересован в сотрудничестве. В тоже время цели по сокращению добычи ОПЕК непреднамеренно были превышены из-за перебоев поставок из Венесуэлы и Анголы, что сейчас картель будет пытаться компенсировать. Саудовская Аравия, которая несколько месяцев перевыполняла план по сокращению производства, теперь получает право на самостоятельное определение квоты для себя после того как цены пришли в норму, т.е. возможности повысить производство. После решения ОПЕК, которое оказалось малоинформативным, фокус смещается на статистику по производству в США и буровой активности, но более важными данными окажется производство Саудовской Аравии в июле, что даст сведения о намерениях лидера ОПЕК.
Спред Brent-WTI начал сокращаться в понедельник, в первую очередь из за снижения Brent, что говорит об ожиданиях того, что действия ОПЕК сдвинут равновесие в сторону перенасыщения.
Данные Baker Hughes впервые за год сообщили о снижении буровой активности в США. Количество буровых вышек сократилось на 1 единицу на прошлой неделе, однако сложно сказать что означало это изменение — выброс или признак насыщения рынка. Тем не менее динамика последних недель показывает что количество вышек стабилизировалось, поэтому соответствующие изменения можно ожидать и в добыче. Примечательно что прекращение роста совпало с решением ОПЕК отступить от квот по добычи, и «просьбе» Трампа поднять производство ОПЕК, что может косвенно намекать о межгосударственных усилиях по координации добычи. Однако это может оставаться лишь на уровне догадок и необходимо следить за взаимной динамикой буровой активности США и изменением добычи в Саудовской Аравии.
Экономика еврозоны пошла в рост, об этом свидетельствовали индексы активности в производственной сфере и секторе услуг. Экономическое положение Франции и Германии значительно улучшилось несмотря на напряженность в международной торговле, показали данные IHS Markit. В целом это позволило пересмотреть риски того, что ЕЦБ продлит программу скупки активов на следующий год в сторону дальнейшего снижения (вспоминаем формулировку ЕЦБ о том что «если позволят экономические условия»). Это соответственно еще один качественный сигнал к росту евро, ведь сам ЕЦБ в очередной раз указывает на data-dependence. Лидирующие индикаторы от IFO также не дали повода для разочарования сегодня, ожидания оказались чуть лучше прогнозов, в то время как оценка текущей ситуации слегка отстала от прогнозов. Показатели прошлого месяца были пересмотрены в сторону повышения.
Артур Идиатулин