Цены нефти по итогам дня практически не изменились. Но зато в течение дня в результате существенного подскока по марке Брент цена уже заглядывала выше 80 долларов за баррель. После достижения круглой отметки требуется как минимум пауза в росте, а еще лучше корректирующее движение вниз. Важной причиной для такого ожидания является жесткая оппозиция европейских стран по поводу введения эмбарго на поставки иранской нефти. США не нашли понимания европейских партнеров по указанному вопросу. Позиции США дополнительно ослабели после жесткой реакции руководства Северной Кореи на проводимые учения – вместо обнадеживающего потепления и разрядки США получили новое обострение. Ким Чен Ына внезапно подвесил запланированную встречу с Трампом, в Сингапуре. Представляется, что у США сложилось слишком много направлений остроты. Рук и возможностей уже не хватает. В таких условиях от них естественно ожидать реверансов и уступок европейским союзникам, в том числе, и по иранской теме. Для нефтяного рынка это было бы крайне полезным и позволило бы нефти показать корректирующее снижение. Тем более что сильный рост добычи в США уже находится на излете. Сланцевая нефть США не смогла бы полностью компенсировать и рост мирового спроса, и потенциальные перебои в поставках из Ирана в случае возобновления санкций.
При этом пока сохраняется приверженность ОПЕК+ политике ограничений поставок. Правда, в последнем вопросе в связи с высокими ценами нефти наметились некоторые подвижки. Так, стали слегка снижаться оценки роста мирового спроса, как на текущий, так и на следующий год. Пусть эти снижения пока слишком незначительны и прирост мирового спроса все еще остается сопоставимым с текущим приростом добычи в США. Но достижение ценами нефти 80 долларов за баррель заставляет нефтяников как минимум переоценивать свои планы. Обеспокоенность может вызывать предстоящее поведение стран ОПЕК+. Напомним, что саммит ОПЕК состоится в июне. Возможный уход с рынка части иранской нефти может подвигнуть ряд стран, входящих в соглашение к изменению своей позиции. Недаром Citigroup в опубликованном отчете обращает внимание на подобные сомнения в России. Страна не использует почти 4% из своих производственных мощностей, которые позволяли бы нам добывать порядка 11,3 мб/д. При этом США уже обходит Россию по объемам добычи. Поскольку соглашение ОПЕК+ успешно справилось с задачей по ликвидации профицита предложения на мировом рынке, а мировые запасы нефти уже опустились ниже средних пятилетних значений, то в таких условиях российские компании резонно ставят вопросы о целесообразности дальнейшего продления соглашения об ограничениях добычи. (Есть и другая точка зрения, что пока не нужно пересматривать сделку, а лучше посмотреть на то, как дальше будут развиваться события, в том числе и вокруг Ирана). Руководство страны сталкивается с дилеммой: либо продолжать соблюдать условия сделки, либо позволить своим компаниям увеличить добычу. Аналогичные вопросы будут терзать и некоторые другие страны, участницы соглашения ОПЕК+. И совсем скоро странам ОПЕК+ нужно будет сделать свой непростой выбор, который будет зависеть, в том числе и от позиций США по Ирану.
С выходом из сделки с Ираном Трамп получил как мне кажется дополнительный козырь в переговорах с ЕС, за возможность покупать нефть у Ирана Европе придётся пойти на какие-то уступки штатам.
КНДР козырь в переговорах с Китаем?