До средины апреля рубль показывал минимальную волатильность, практически не изменившись в стоимости по итогам первого квартала 2018 года. Удерживаться в близи максимумов за несколько лет российской валюте помог рост экспорта газа и нефтепродуктов, который в первом квартале превысил отметку в $60 млрд. впервые с конца 2014 года.
В стратегии на 2018 год мы предполагали, что курс рубля к концу года имеет шансы упасть на 10-15% относительно доллара и евро из-за потенциального снижения стоимости нефти и ускорения оттока капитала. Частично сценарий реализовался уже в апреле, хотя причины снижения стоимости российской валюты были несколько иными.
После введения нового пакета санкций со стороны США в апреле ускорилась продажа российских ценных бумаг, приведшая к заметному падению стоимости акций и облигаций. Судя по всему, значительную роль в этом сыграли нерезиденты, испугавшиеся, что запрет на владение акциями Русала вскоре может быть распространен на более широкий спектр российских активов. Скорее всего, по итогам второго квартала будет наблюдаться заметный отток капитала по статье «портфельные инвестиции» платёжного баланса, что стало основной причиной резкого и эмоционального падения курса рубля.
Дополнительным фактором, ускорившим снижение стоимости рубля, видимо, стал повышенный спрос населения на иностранную валюту, что также отразится в ускорении оттока капитала по итогам второго квартала.
Движения курса в период резкого ускорения оттока капитала обычно бывают стремительными, но, как правило, не разворачиваются в полноценные тренды, если не подкреплены падением цен на нефть. Мы полагаем, что ситуация схожа с событиями марта 2014 года, когда курс рубля также остро отреагировал на возможные санкции связи с ситуацией на Украине, однако в течение месяца практически отыграл потери.
По нашей оценке, при стоимости барреля Brent выше 70$ курс рубля должен быть ниже уровня 59 рублей за доллар, и, скорее всего, вернется к этой отметке уже в течение нескольких недель.
В платёжном балансе России по итогам первого квартала выделяется резкий рост статьи изменений в резервах. Их объём оказался максимальным с 2010 года, что отражает покупку валюты Центральным банком для Минфина с целью исполнения нового бюджетного правила.
Без влияния интервенций и краткосрочного оттока капитала курс рубля, на наш взгляд, мог бы укрепиться даже до уровня в 52 рубля за доллар. Фактор присутствия государства на валютном рынке приведет к тому, что рубль продолжит быть менее волатильным, чем нефть. Мы полагаем, что фактор будет действовать и в обратную сторону — при коррекции цен на нефть, объём покупок валюты Минфином снизится и падение рубля будет менее значительным.
Сделка ОПЕК по ограничению добычи привела к сокращению запасов нефти в мире до среднего значения за 5 лет, что благоприятно сказалось на ценах топливного рынка. С другой стороны, это позволило нарастить позиции сланцевым производителям в США, добыча которых достигла исторического максимума. Мы ждем, что добыча нефти в США к концу года выйдет на первое место в мире, что ограничит дальнейший рост её стоимости.
Мы оцениваем вероятность нарушения странами ОПЕК ограничений по добыче нефти как высокую, поэтому ждем, что цена барреля Brent в течение года может скорректироваться до уровня в $60. При прочих равных это должно привести стоимость рубля к уровню около 62 рублей за доллар без учёта прогноза оттока капитала.
Ожидания увеличения процентных ставок и сворачивание денежного стимулирования со стороны ФРС привели к значительному укреплению индекса доллара с 2014 по 2016 годы. Тем не менее в последние полтора года валютные рынки практически перестали обращать внимание на изменение денежной политики в США. Мы полагаем, что инвесторы сейчас недооценивают потенциал влияния увеличивающихся ставок в долларах на рост стоимости американской валюты.
На горизонте 1 год мы ожидаем еще трёх повышений ставки в США, что приведет к ускорению оттока капитала с развивающихся рынков, в том числе и из России. Внешние денежно-кредитные условия из-за высоких ставок в США и угрозы санкций будут умеренно негативными, что приведет к снижению обязательств перед иностранцами на сумму примерно равную $12 млрд. в течение ближайших 12 месяцев. В совокупности с расходами россиян на приобретение иностранных активов в $23 млрд. (в нашей модели они примерно равны сальдо текущего счёта) это формирует прогноз чистого оттока капитала в $35 млрд. Прогноз означает увеличение показателя по сравнению с величиной в $25 млрд. за 2017 год, что дополнительно повлияет на ослабление рубля до отметки в 65 рублей за доллар к концу года.
В течение нескольких недель после апрельского шока стоимость доллара скорректируется к мартовским уровням и составит менее 59 рублей за доллар. В дальнейшем коррекция цен на нефть и ускорение оттока капитала приведет к росту стоимости доллара до отметки в 65 рублей к концу года.
Рост индекса доллара будет происходить в основном за счёт укрепления относительно валют развивающихся рынков. Евро имеет неплохие шансы удержаться от падения за счёт начала цикла ужесточения денежной политики со стороны ЕЦБ. Последняя статистика, показывающая ускорение роста в Еврозоне означает более быстрое сворачивание денежного стимулирования и потенциальное увеличение процентных ставок. Мы ожидаем, что пара EUR/USD останется к концу года примерно на уровне текущих отметок. Курс евро относительно рубля упадет до уровня в 72 рубля за евро в перспективе нескольких недель, вырастет до 79 рублей к концу года.