Меня несколько удивила поверхностная интерпретация недавних событий с российскими дипломатами (20 стран выслали 140). Почему то «общественность» здесь на СЛ и повсеместно в РФ воспринимает это как «ответ» на попытку убийства Сергея Скрипаля и его дочери.
Но это не так.
Ответ на это покушение лишь предстоит ожидать по итогам официального расследования, которое теперь расширилось до значительных масштабов (об этом ниже). Мы видели только ответ на конкретную форму реакции официальных представителей РФ. В подобных ситуациях нормальной реакцией является не «вот такое вот» специфическое поведение (которое мы видим ежечасно по ГосТВ в исполнении разнообразных Жириновских-Захаровых-Соловьёвых-Норкиных-Никоновых-Леонтьевых-Песковых-Лавровых...), а более, скажем так мягко, конструктивное. Обычно глава государства заявляет свою «озабоченность» и произносится всякого рода слова про содействие, перепроверку, взаимодействие правоохранительных структур.
Судя по тому что я вижу, многих политиков (т.е. не только в Британии) возмутил ответ, который был больше похож на ответ тех, кому уже нечего сказать в своё оправдание. В совокупности с тем, что было сказано по официальным телеканалам в РФ это создало впечатление у британцев (и у власти и у подданных) об участии РФ в инциденте. В русской медиасфере под зонтиком ГосСМИ это рефрен типа «это не мы, но так будет с каждым предателем».
При этом надо обязательно держать в голове большую картину происходящего.
Первое громкое и раскрытое заказное убийство в результате операции российских спецслужб произошло в 2004 году. Тогда в Доху был ликвидирован З. Яндарбиев. МИД РФ в лице Игоря Иванова тогда фактически признал, что это была операция спецслужб РФ (были задержаны-осуждены российские киллеры, которых он требовал освободить). Отношения с Катаром тогда были надолго испорчена.
До истории с Литвиненко оставалось 2 года.
В случае с Литвиненко, напомню, британская полиция предъявила обвинение российскому гражданину Андрею Луговому (выходцу из спецслужб), следы полония были найдены в т.ч. и в самолёте на котором он летал и в номере в котором он жил. Кстати, буквально сегодня в Хитроу был досмотрен самолёт московского рейса — вероятно брали пробы прекурсоров того самого «Новичка» (я предполагаю, что для некоторых видов анализа достаточно атомарных загрязнений в воздухе и на предметах). Через год г-ну Луговому «пожаловали» звание депутата РФ.
Ну а после этого много всего произошло. Нападению на Грузию, нападение на Украину, сбитый Боинг MH17, Олимпиада -допинг, участие в гражданской войне в Сирии, выборы в США и разные «мелкие» истории, типа попытки военного переворота в Черногории, которые оказались вне внимания местной публики. Во всех случаях Россия действовала способом, если говорить крайне мягко, не слишком утончённым. И каждый раз отрицала очевидные всем (ну кроме граждан РФ, разумеется) факты. Мне хорошо известна такая модель поведения — это типичное поведение в криминальных разборках 90х. Признание — это слабость, «быковать» — до последнего.
Между тем череда всех этих событий создала у России специфическую ауру. И в Британии в частности. В первую очередь происходит пересмотр «странных» смертей ограниченного числа бывших российских граждан в Великобритании с 2003 года. Судя по кускам информации главная версия, которая рассматривается всерьёз (я уверен что даже после убийства Литвиненко, а это был шок для Великобритании, никто не мог поверить в такой сценарий) — существование списка целей, которые планомерно уничтожаются киллерами. А список там такой немаленький.
В общем возвращаясь к Скрипалям, я хочу ещё раз подчеркнуть — «ответа» как такового не было, и в отличии от дела Литвиненко — он обязательно будет. Высылка дипломатов — это цветочки. Ответ будет увязан с завершением расследования и представлением официальных доказательств.
Учитывая крайне институциализированный характер западных демократий (да и вообще — любых демократий), предъявление формальных доказательств, с учётом вышеупомянутой ауры, не может быть отвергнуто даже такими «пророссийскими» политиками как Себастьян Курц, например. Есть 2 большие разницы — быть мостиком м\у двумя крупными лагерями (Австрия очень хочет быть таким мостиком как во времена СССР) и быть мостиком м\у всем цивилизованным миром и государством очень специфического криминального уклада.
P.S. Я приношу извинения, что не очень «демократичен» в отношении разного рода «специфических» комментаторов (в общем тех, чьё «мнение» не отличается от телевизора). Как только телеэфир госканалов будет более или менее плюралистичен (не постановки с майклабомами, конечно, а по-настоящему), примитивно говоря — как только вы добъётесь «демократии» в «своём» же телевизоре, получите её и здесь.