Роснефть" направила письмо в Минфин и Росимущество с просьбой рассмотреть возможность изменения условий аукциона на газовые активы "Алросы", так как считает, что они не соответствуют международным стандартам, а отсутствие полной информации о продаваемых предприятиях несет риски для покупателей. Это следует из письма «Роснефти».
«Роснефть» интересовалась активами Алросы еще в 2013 году. Тогда она подписала с «Алросой» соглашение о покупке компаний за $1,38 млрд, однако сделка не была закрыта, поскольку «Роснефть» посчитала цену сильно завышенной и потребовала переоценки запасов.
«Просим рассмотреть возможность изменения условий аукциона (на газовые активы „Алросы“ — прим. ТАСС) с целью обеспечения сбалансированного распределения рисков между продавцом и покупателем, исключения возможности использования „инсайдерской“ информации при проведении аукциона и создания прозрачных и равных условий для всех потенциальных и заинтересованных участников аукциона», — говорится в письме «Роснефти».
По мнению нефтяной компании, объявленные «Алросой» условия не соответствуют рыночной практике, ограничивают возможность участия претендентов и создают риски как для покупателя, так для продавца активов.
«Алроса» пока не комментирует эту ситуацию. Ранее представитель компании говорил ТАСС, что компания вела подготовку к этому аукциону в течение всего 2017 года и до его объявления неоднократно консультировалась с потенциальными участниками, обсуждая основные условия торгов и разумный объем задатка. По мнению «Алросы», «в этих условиях у всех было достаточно времени для того, чтобы принять решение об участии в торгах и начать необходимую подготовку».
Вопросы «Роснефти»После объявления аукциона «Роснефть» прокомментировала его условия, заявив, что не отказывается от участия, но будет требовать прозрачности торгов. Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев, в частности, указал на спешку в подготовке аукциона, пояснив, что задаток в размере 70% от расчетной стоимости активов — 21 млрд рублей — необходимо внести до 10 января. «При этом заявки надо подавать с 26 декабря по 29 января, а к моменту подачи заявки должны быть готовы все разрешения ФАС, что сделать почти невозможно. Куда вы спешите? Кроме того, „Алроса“ принимает заявки с условием, что никаких претензий по качеству активов после их приобретения предъявляться не будет, то есть вы покупаете кота в мешке. Последнее особенно типично, потому что с таким условием купить могут только те, кто заранее участвует в сговоре», — заявлял Леонтьев.
В своем письме «Роснефти» подчеркнула, что такое требование существенно ограничивает круг участников. «В сравнении с лучшей рыночной практикой требование о размере задатка представляется чрезмерным, а время его выплаты — необоснованно сжатым», — говорится в письме.
Представитель «Алросы» называл задаток необходимым условием, так как «предыдущие попытки реализации газовых активов не увенчались успехом как раз по той причине, что участники торгов в последний момент отказывались от покупки из-за отсутствия средств».
Кроме того, вопросы у «Роснефти» возникают и к раскрытию информации о продаваемых компаниях. «В соответствии с условиями аукциона акции продаются „как есть“, без обязательства продавца предоставлять на дату продажи какие-либо заверения или гарантии по отсутствию финансовых, налоговых, юридических и иных рисков в отношении Maretiom Investments Limited и Velarion Investments Limited (которые владеют 100% продаваемых активов — прим. ТАСС), а также всех принадлежащих им активов и обязательств, включая, но не ограничиваясь, АО „Геотрансгаз“ и ООО „Уренгойская газовая компания“, — сообщается в документе.
Кроме того, по условиям аукциона покупатель активов „Алросы“ не может предъявлять претензии к продавцу в случае, если состояние приобретенных активов не будет соответствовать тому, каким его себе представляет участник аукциона, а также если возникнут налоговые и иные претензии к купленным компаниям. „Роснефть“ считает, что „вопрос соответствия приобретаемых активов данным, формально предоставляемым “Алроса» потенциальным покупателям, при отсутствии минимальных гарантий и заверений со стороны «Алросы», создает не только избыточные и ассиметричные риски для покупателей, но и предпосылки для получения некоторыми участниками аукциона преимущества за счет потенциального доступа к «инсайдерской» информации".
«Роснефть» отмечает в письме, что условиями аукциона предусматривается совершение сделки с участием оффшорных компаний, поэтому необходимо обоснование необходимости и законности приобретения активов расположенных в оффшорной юрисдикции. «В извещении нет раскрытия истории бенефициаров обозначенных оффшорных компаний и участникам аукциона не предоставляется возможности оценить законность приобретения и владения планируемых к продаже активов», — поясняется в письме.
Запрос в Роснедра и другие пункты«Роснефть» также направила в Роснедра запрос для подтверждения актуального геологического качества газовых активов «Алросы», выставленных на продажу.
«У потенциальных участников аукциона имеется экспертная информация о несоответствии раскрываемой геологической перспективности предлагаемых к продаже активов реальному состоянию. В этой связи до проведения аукциона крайне важно обеспечить подтверждение актуального геологического качества активов со стороны признанных международных экспертов и Роснедр. „Роснефть“ направила соответствующий запрос в Федеральное агентство по недропользованию», — говорится в письме.
В Роснедрах ТАСС сообщили, что пока не получали письмо «Роснефти». «Если вы располагаете соответствующим письмом от „Роснефти“ и покажете его мне, я буду благодарен. У меня на данный момент такого документа нет», — сказал ТАСС глава Роснедр Евгений Киселев.