Недавно на сайте агентства Блумберг появился интересный график.
Он показывает доходы граждан США. На нем видна следующая тенденция. Богатые становятся богаче, причем довольно сильно, а бедные и представители среднего класса уже много лет топчутся на одном уровне. То есть расслоение общества растёт. Пропасть между богатыми и бедными увеличивается. А как обстоят дела в России? Поговорим далее об этом.
В последнее время идёт широкая дискуссия по поводу неравенства зарплат в России. Упоминаются директора крупных государственных предприятий, Миллер, Сечин, Греф, называются их зарплаты и бонусы. Они огромные, исчисляются миллионами долларов. На основании этого оппозиционные СМИ пытаются убедить читателей и зрителей в том, что в России жуткое социальное неравенство. Якобы богатые получают много и богатеют, а бедные получают мало и беднеют. Разберём эту тему на основе чётких экономических показателей. Изучим неравенство зарплат в других странах мира, в России, и в отдельных её регионах, в том числе в Крыму.
Смотреть видео программы на телеканале Крым-24.
Архив выпусков.
Мерой зарплатного неравенства является
коэффициент Джинни. Для его расчёта нужна высшая математика, в частности, кривая Лоренца, но погружаться в подробности не буду, чтобы не усложнять.
Скажу главную мысль. Коэффициент Джинни может быть от нуля до 1. Или от нуля до 100, если выражен в процентах. Тогда он называется
Индекс Джинни. Чем он выше, тем сильнее расслоение общества. При высоких значениях богатые получают слишком много, бедные — чересчур мало. Ну а низкие значения коэффицинта Джинни наоборот говорят о равенстве, что у всех доходы примерно одинаковые.
Если этот показатель равен нулю, значит директор и главный бухгалтер получают столько же, сколько сторож и уборщица. Это на мой взгляд плохо. В этом случае у работника нет стимула развиваться. Какой смысл повышать свою эффективность и идти вверх по карьерной лестнице, если ты всё равно будешь получать также как все. Сверхнизкий коэффициент Джинни может напрочь отбить у людей стремление к росту и самосовершенствованию.
Начну с международных сравнений. Это данные Организации экономического сотрудничества и развития.
В России коэффициент Джинни довольно высокий. При этом он идёт примерно на одном уровне с США, Великобританией и Израилем. Есть довольно много стран мира, в основном европейских, в которых этот параметр намного ниже нашего: от 25 до 30%. Это своего рода ориентир социальной справедливости.
Директор в этих странах разумеется получает больше подчинённых, но всё же эта разница благоразумная и не достигает фантастических размахов.
При этом в России индекс Джинни снижается уже много лет подряд. Это данные Всемирного банка. Последнее обновление — 2015 год: 37,7%.
Как эту динамику интерпретировать? По сути, это означает снижение полярности зарплат. Доходы российских топ-менеджеров и сотрудников младшего звена приближаются друг к другу.
Не так давно агентство РИА Рейтинг опубликовало свои расчёты по коэффициенту Джинни в России.
riarating.ru/infografika/20171207/630078217.html
В 2017 году он составил
0,37. То есть по сравнению с 2015 годом он ещё больше понизился: зарплатная справедливость возросла. Неравенство доходов сократилось.
Рассмотрим регионы страны. Самый высокий коэффициент Джинни в Москве и на Сахалине: 0,38 (или 38%, что одно и то же). При этом довольно много субъектов Федерации, где он находится на благополучном уровне: ниже 30%. В этих областях России нет гигантской пропасти между доходами высших руководителей и младшего персонала.
Республика Крым в их числе. У нас коэффициент Джинни 0,29. Ещё несколько цифр из этого отчёта.
Медианная зарплата в Крыму
18 400 рублей. Это не средняя зарплата, а та, которая находится ровно посредине зарплатного списка между самой высокой и самой низкой. Доля крымчан, которые зарабатывают меньше 10 000 рублей в месяц
16,8% от всех работающих.
К этой цифре надо относиться осторожно. В Крыму ещё не полностью побеждена порочная практика платить зарплаты в конверте, а в документах показывать минималку. Поэтому нельзя сказать точно, сколько среди этих людей тех, кто действительно получает так мало. И наконец доля крымчан с зарплатой выше 100 000 рублей составляет в этом году всего
0,78%. Вот и получается, что разброс зарплат в Крыму не велик, между топ-менеджерами и их подчинёнными нет разницы по доходам в миллионы рублей, и коэффициент Джинни у нас вполне справедливый.