Котировки никеля поднялись в этом месяце до максимальных уровней с июня 2015 года благодаря впечатляющим прогнозам скачка спроса на электромобили. Но с тех пор цены отступают, поскольку фактор спроса со стороны автопрома является отсроченным и долгосрочным, а значит и неочевидным.
И теперь инвесторы акцентируют свое внимание на более насущных проблемах рынка. Согласно данным Международной исследовательской группы по никелю, в этом году аккумуляторы будут потреблять только 3% от общего годового спроса, по сравнению с двумя третями, используемыми в производстве нержавеющей стали.
«Рынок слишком возбужден, слишком рано из-за всей электромобильной тематики, поэтому мы считаем, что это было неуместно», – сказал Лаклан Шоу, аналитик UBS Group AG в Мельбурне. «Только через 12-18 месяцев у нас будет представление о том, что на самом деле происходит в сфере производства аккумуляторов, и к 2020 году это может стать значительной частью роста спроса. В краткосрочной перспективе никель останется обычной торговлей нержавеющей сталью».
Это может создать проблемы для товара, который является самым худшим активом этого десятилетия на Лондонской бирже металлов. В последнее время никель выиграл от сильного спроса на нержавеющую сталь в Китае, особенно в третьем квартале, а также благодаря относительно сдержанному предложению из Индонезии. Но эти драйверы ослабевают из-за усиления цикла сокращения рынка нержавеющей стали, а также увеличения поставок никеля из Филиппин и Индонезии, согласно данным Macquarie Group Ltd.
По данным Macquarie, китайская продукция из «грязного» никеля (ферроникель, NPI) может возрасти до 500 тыс. метрических тонн в 2018 году, по данным Macquarie, с 407 тыс. тонн в этом году, после того как Индонезия смягчила запрет на отгрузку сырой руды. Между тем, собственное производство NPI в Индонезии расширяется, и в будущем году оно достигнет 240 тыс. т, по сравнению с 90 тыс. т в 2016 году, свидетельствуют данные банка. По данным BMI Research, филиппинская добыча также будет увеличиваться до 2021 года. Ферроникель используется в качестве альтернативы рафинированному никелю в производстве нержавеющей стали.
«Рынок никеля, безусловно, был немного более сильным в последние пару месяцев, но, глядя в будущее, мы очень обеспокоены этим огромным потоком никелевой руды», – отметил Ян Ропер, глава по международному бизнесу в Shanghai Metals Market. По его словам, спрос со стороны аккумуляторов для электрокаров будет «карликовым» событием для рынка никеля, делая непрочными фундаментальные факторы растущего тренда.
Никель поднимался до $13 030 за метрическую тонну на внутридневном максимуме 1 ноября, что стало самым высоким показателем за последние два года, но после этого снизился, торгуясь сейчас на отметке $12 400 в Лондоне.
Производство нержавеющей стали в Китае выросло на 15% в третьем квартале в годовом выражении на фоне сочетания сокращения запасов и роста реального спроса, которые подтолкнули цены, согласно данным CRU Group. На прошлой неделе рынок нержавеющей стали был потрясен сообщениями, согласно которым главный поставщик страны сократил цены на декабрь, что говорит о том, что в следующем году рынок будет более слабым. По прогнозам, мировой рост потребления никеля в 2018 году замедлится чуть более чем до 2% с 7% в этом году, свидетельствуют данные Macquarie.
Разумеется, новые электрические транспортные средства будут играть ключевую роль в долгосрочной перспективе, поскольку автомобильный рынок постепенно уходит от двигателя внутреннего сгорания. К 2025 году батареи для электромобилей будут составлять от 500 тыс. до 600 тыс. тонн ежегодного спроса на никель, по сравнению с 2,1 млн тонн общего спроса на металл в настоящее время, считает Лаклан Шоу из UBS.
По материалам bloomberg.com
БКС Экспресс