И каждый месяц президент США Дональд Трамп сетовал, что цифра слишком маленькая.
— Ставка должна вырасти, — как магическое заклинание, повторял он.
Но прежний директор ФРС Джанет Йеллен упорно стояла на своём: повышение цифры может спровоцировать ещё один финансовый кризис, которого экономика США может и не пережить.
Наконец все споры о размерах цифр были закончены на прошлой неделе, когда Трамп объявил о досрочном увольнении миссис Йеллен (её контракт заканчивается в середине 2018 года). Новым повелителем финансовых стихий мировых рынков стал мало кому известный за пределами Уолл-Стрит финансист — юрист и банкир — Джером «Джей» Пауэлл.
Этого — то есть бегства американских капиталов обратно в Америку — как раз и добивается Трамп, провозгласивший курс на экономическую войну с Китаем и странами Юго-Восточной Азии.
Но кто конкретно определяет, когда и на сколько процентов надо поднимать или опускать эту основную ставку?
Если почитать деловые газеты, то неизбежно складывается такое впечатление, что внутри ФРС в тайной башне из слоновой кости заседает некий синклит мудрецов, которые, словно пауки в центре мировой финансовой паутины, зорко улавливают даже еле-еле заметные сигналы от мировой экономики.
Но это всё, мягко говоря, не соответствует действительности.
Алан Гринспен, занимавший пост председателя ФРС почти два десятка лет — с 1987 по 2006 год, однажды в интервью Wall Street Journal признался, что он прекрасно видел надвигающийся финансовый кризис 2008 года и превращение Китая в ведущую индустриальную державу мира. И что же? Да ничего — чтоб не портить отношения с президентами, он просто игнорировал все предупреждения. В итоге случилось то, что случилось, — сначала лопнул пузырь «цифровой экономики» dot-com, за ним — кредитный пузырь на рынке ипотечных кредитов, далее — пузырь на фондовом рынке.
Алана Гринспена сменил Бен Бернанке, для которого вообще не существовало никакого кризиса.
Журналистам он любил рассказывать историю, как впервые он понял,
что такое экономика. В 1960-х годах он спросил у своей бабушки, почему она не носила обуви во время Великой депрессии.
— Потому что у нас не было денег на покупку ботинок, — ответила бабуля.
— Почему не было денег? — не унимался пытливый школьник.
— Потому что обувная фабрика, где мы работали с твоим дедушкой, закрылась.
— И тут меня озарило! — торжествующе рассказывал Бен Бернанке журналистам. — Всё дело в деньгах! Если бы тогда кто-то просто дал немного денег владельцам обувной фабрики, то никакой бы Великой депрессии не было бы!..
По этому рецепту он просто начал заливать Америку дешёвыми деньгами — вернее деньгами, которые не стоили вообще ничего. Так, 16 декабря 2008 года был установлен рекорд — ФРС снизила ставку до 0,01 %. Возможно, Бернанке пошёл бы ещё дальше и начал бы и сам приплачивать банкам, всучивая им «лишние» доллары, но так поступить было невозможно.
В итоге внешний долг США вырос до астрономических величин — согласно данным агентства S&P, государственный долг США уже достиг 20 триллионов долларов, что превышает 100% ВВП страны. У Института международных финансов США иные цифры: совокупный долг США достиг 217 трлн долларов США, что в три раза превышает размеры валового внутреннего продукта всего мира.
Но, по большому счёту, эти подсчёты никого не волнуют. Когда у вас есть печатный станок для красивых фантиков, выполняющих функцию мировой валюты, и самая сильная армия мира, вы можете позволить себе вообще какие угодно долги — никто же не сможет потребовать у вас рассчитаться по обязательствам.
Но обратной стороной политики Бернанке стало превращение Китая во вторую мировую сверхдержаву.
Поэтому Джанет Йеллен, занявшая пост директора ФРС в 2014 году, стала медленно поднимать ставку — буквально по десятым долям процента за раз. Ныне она составляет 1,25 % годовых. В итоге американский бизнес по-прежнему предпочитает базироваться в развивающихся странах, а в мире налился новый «пузырь» — криптовалютный, который вот-вот лопнет, отправив биткоиновых миллионеров на помойку исторических казусов.
Как свидетельствуют американские эксперты, ключевую роль в смене власти в ФРС сыграло трио экономических советников Трампа — выходцев из банка Goldman Sachs, в котором работал и президентский зять Джаред Кушнер. Прежде всего это бывший президент банка Гари Кон, который ныне занимает пост главы Национального экономического совета, — без одобрения этого органа президент США не подписывает ни один из экономических законов.
Также смену главы ФРС поддержали и Стивен Мнучин, занявший должность министра финансов, и советник по вопросам экономической безопасности Дина Пауэлл, которая в своё время руководила благотворительным фондом банка Goldman Sachs (с новым директором ФРС они просто однофамильцы — прим. авт.).
Из банкирских кругов вышел и сам Джером Пауэлл, который долгое время руководил инвестиционным фондом Carlyle Group, — в кругах политического истеблишмента этот фонд именуют «карманом Республиканской партии». Так, в Carlyle Group работала вся президентская династия Бушей, бывший госсекретарь США Джеймс Бейкер. Именно Джером Пауэлл десять лет назад одобрил рекордную по финансовым затратам сделку с Goldman Sachs по компании Kinder Morgan, одного из крупнейших операторов трубопроводной сети США. За это Пауэлл получил доступ в Минфин и стал членом наблюдательного совета при ФРС.
Также в 2010 году Пауэлл работал в Bipartisan Policy Center — в одном неприметном мозговом центре Вашингтона, где проводят эксперименты по «моделированию нестандартных ситуаций». Например, при участии Пауэлла была проведена акция Cyber ShockWave — симулированная кибератака на Соединённые Штаты. В том числе эксперты этого мозгового центра симулировали и атаку на американскую избирательную систему, буквально предвосхитив зловещих «русских хакеров», против которых сейчас ведётся официальное расследование.
Также в стенах BPC был разработан план «Восстановление будущего Америки», основанный на сценарии гипотетической мировой войны с Китаем за экономическое первенство. Часть этой программы была как будто бы позаимствована Трампом для его программы Make America great again.
Так зачем же Джером Пауэлл стал во главе регулятора мировой экономики?
Ответ очевиден: Белый дом так или иначе, но начинает реализацию уже давно обдуманной стратегии новой мировой войны.
Впрочем, есть и другая причина — менее очевидная. Помимо контроля над базовой ставкой ФРС осуществляет и надзорные функции за банками. Не так давно Пауэлл несколько раз высказывался за либерализацию контроля над финансовым рынком с тем, чтобы дать банкам больше самостоятельности.
Сейчас для президента Трампа поддержка банковского сектора важна как никогда — в Вашингтоне начинается обсуждение налоговой реформы Трампа. Смысл предлагаемых законопроектов — защита интересов больших корпораций США.
Например, максимальная налоговая ставка для корпораций сокращается с 35 до 20 процентов, что, как полагает Трамп, будет наилучшим образом способствовать возвращению производства айфонов из китайских технологических центров в США. Впрочем, возвращение производства тут вопрос вторичный — как подсчитали американские журналисты, если бы этот закон был бы принят в прошлом году, то сам Трамп заплатил бы налогов меньше на 31 миллион долларов.
Так как же смена руководящего состава ФРС и реформы Трампа отразятся на экономике России?
Если глава ФРС, что крайне ожидаемо и весьма вероятно, всё же повысит ставку, то, как уверены ведущие российские экономисты, первым делом усилится и доллар, потому что инвесторы будут отказываться от евро и переходить на американскую валюту. В этих условиях цены на нефть укрепятся, а вместе с ними окрепнет и рубль.
Ну, а что касается более долгосрочных прогнозов — особенно с учётом планируемой экономической войны США с половиной земного шара — то тут вряд ли толком что-то может сказать и сам свежеиспечённый глава ФРС.
Удачи, Джером, чо:)
Слишком мноха букаф ))
тем более, что не ты написал )
Ежели смотреть 2007 год-когда нефть была высока и рубль, то доллар как раз был на минимуме. Если глянуть по большинству товаров на товарной бирже, то они были на максимуме как раз за счет низкого доллара.
Как то так, а там хз, что будет, но пока индекс доллара стал ниже, как и обещал Трамп. Не знаю как сложится со ставкой, но и Трамп пока последователен в этом вопросе снижения индекса доллара.
Имхо
Гор Джером Пауэлл — иезуит.
Иезуиты (своего рода спецназ Ватикана)
В новой администрации Белого Дома четко прослеживается новый тренд: большинство высокопоставленных чиновников, которые несут ответственность за структуры обороны и национальной безопасности — католики, пишет Стивен Билл на страницах National Catholic Register.
Папа Франциск — иезуит.
Макрон — иезуит.
Мелания Трамп — первый католик в Белом доме со времен Кеннеди.