Фондовый рынок вынуждает компании уделять слишком много внимания краткосрочным результатам, жалуются представители Кремниевой долины. Поэтому такие люди, как венчурный инвестор Марк Андриссен и сооснователь LinkedIn Рид Хоффман, поддерживают новую модель корпоративного управления и инвестирования с помощью новой Долгосрочной фондовой биржи (Long-Term Stock Exchange – LTSE).
Инвесторов на Уолл-стрит «не волнуют виртуальная реальность, самоуправляемые автомобили или долгосрочная стратегия» компаний, утверждает Маргит Веннмахерс, партнер Andreessen Horowitz. Но изменить это можно с помощью биржи, поощряющей долгосрочное мышление, считает основатель и гендиректор LTSE Эрик Рис. Ее ключевая особенность – чем дольше инвестор владеет акциями, тем больше у него будет голосов. Компании с листингом на LTSE должны будут использовать такую систему, а также следовать другим правилам. Например, они не смогут привязывать размер вознаграждения топ-менеджеров к финансовым результатам за срок менее года. Если топ-менеджеры получат в качестве бонуса пакет акций компании, то не смогут полностью продать его минимум пять лет.
Компании, акции которых будут размещены на LTSE, по-прежнему станут обязаны публиковать квартальные результаты – это требование Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC, LTSE намерена получить статус фондовой биржи). Но им будет запрещено делать квартальные прогнозы. По словам критиков, такая практика способствует краткосрочной ориентации топ-менеджеров и инвесторов.
Скинулись на LTSE$19 млн примерно от 70 инвесторов привлекла LTSE. Среди них фонды Founders Fund Питера Тиля, Andreessen Horowitz, SV Angel и Greylock Partners и такие индивидуальные инвесторы, как экс-гендиректор Twitter Дик Костоло и основатель Groupon Эндрю Мэйсон
Также любой инвестор сможет участвовать в системе, в которой сила голоса будет увеличиваться вместе со сроком владения акциями – максимум в 10 раз за 10 лет. При смене владельца акция снова получит базовое право голоса. Как утверждает Рис, это позволит компаниям преследовать долгосрочные цели.
Подобная структура распределения голосов будет негативно отражаться на котировках акций компаний на LTSE, уверен экс-гендиректор American Stock Exchange Нил Уолкофф: «Немногие захотят инвестировать в компании с укоренившимся руководством». Скептики также отмечают, что LTSE может оказаться всего лишь инструментом, с помощью которого основатели стартапов и инвесторы постараются сохранить контроль над компаниями, ущемляя права других акционеров. По словам управляющего хедж-фондом, попросившего не называть его имя, такая система распределения голосов позволит менеджерам компаний избежать ответственности.
Рис опровергает идею, что LTSE будет выгодна лишь основателям компаний. По его мнению, такая концепция лучше, чем ограничение права голоса обычных акционеров с помощью двух или более классов акций. Например, инвесторы, приобретающие обыкновенные акции Snap на Нью-Йоркской фондовой бирже, вообще не имеют права голоса. «Мы думаем, что это неправильно, – говорит Рис. – Неограниченная монархия не приводила к хорошим результатам».