Уже более десяти лет индустрия социальных сетей изменяет то, как мир общается, потребляет новости и средства массовой информации, и делится идеями. Несмотря на признаки созревания в отрасли, а именно замедление роста пользователей и увеличение слияний и поглощений, социальные сети остаются одной из самых потенциальных областей для роста в секторе технологий, предоставляя широкие возможности для монетизации пользователей и лицензионных данных.
В то время как многие инвесторы считают, что основные имена социальных медиа сосредоточены в США, индустрия социальных сетей включает в себя множество крупных международных компаний, которые доминируют на местных рынках.
Например, конгломерат социальных сетей Китая Tencent, приложение для обмена сообщениями LINE в Японии и поиск Яндекс в России. Tencent одна из крупнейших интернет-компаний в мире с почти миллиардом пользователей и множеством успешных бизнес-направлений, включая чат, цифровые медиа и игры. В некоторых случаях эти компании имеют дополнительное преимущество, повторяя успех социальных сетей и сервисов из США и адаптируя их стратегии на местных рынках.
В течение последнего десятилетия в социальных сетях наблюдался ошеломляющий рост. Например, Facebook насчитывал около миллиона пользователей двенадцать лет назад.
Сегодня Facebook имеет более одного миллиарда зарегистрированных пользователей и амбиции по подключению более пяти миллиардов человек в ближайшем будущем.
В глобальном масштабе число пользователей социальных сетей более чем удвоилось с 2010 года до 2,3 миллиардов и достигнет почти 3 миллиардов к 2020 году.
Естественно, рост пользователей в крупнейших социальных сетей замедляется, учитывая высокий уровень проникновения социальных сетей среди пользователей интернета. Недавнее исследование показало, что 74% интернет-пользователей зарегистрированы в социальных сетях, что делает их использование почти такими же распространенными, как мобильные телефоны. С таким высоким проникновением, компании стремятся повысить темпы роста пользователей путем продвижения программ, способствующих еще большему проникновению интернета, особенно в развивающихся странах, где использование интернета менее распространено.
Учитывая, что миллиарды пользователей уже активны в социальных сетях, участники рынка в большей степени сосредоточены не на расширении своих баз, а на монетизации существующих пользователей, превращая активность пользователя в доходы компании.
Монетизация в основном происходит за счет рекламы. Бизнес все чаще полагается на социальные сети для повышения узнаваемости бренда, а также для общения со своими клиентами. Используя сложные функции рекламного таргетинга, компании показывают рекламу в социальных сетях конкретным пользователям на основе их интересов, привычек и местоположения.
В 2015 году маркетологи потратили $23,7 млрд. в социальных сетях — 13,9% от общего объема их цифрового маркетинга.
К концу 2017 года расходы на рекламу в социальных сетях достигнут $36 млрд., увеличившись более чем на 50% и составив 16% всех расходов на цифровые рекламные кампании.
Одной из основных тенденций, обеспечивающих рост социальных медиа, является растущая платежеспособность миллениалов. Эта категория — крупнейшее поколениее в США и ожидается, что их доходы увеличатся вчетверо в течение следующего десятилетия.
84% миллениалов заявили, что они не доверяют традиционной рекламе в более старых медиа-каналах, таких как печать и телевидение, это хороший подарок для владельцев социальных сетей.
Молодые люди почти в 3,5 раза чаще принимают решения на основе блога или контента в социальных сетях, чем старшее поколение. Поэтому именно на них направлены основные бюджеты маркетологов.
Социальные медиа являются одним из наиболее значимых источников для создания больших данных. За последние два года было собрано 90% всех доступных данных в мире, и 80% этих данных поступают из «неструктурированных» источников, таких как социальные сети. Компании не только используют данные о кликах, долях, сообщениях, посещениях и регистрационных записях для целей разработки целевых рекламных алгоритмов, но также продают эти данные третьим сторонам — рекламодателям, сборщикам данных и даже инвесторам.
Например, Twitter почти 13% своего дохода за 2 квартал 2016 года получил от лицензирования данных и других продаж, не связанных с рекламой.
В то время как доход от рекламы в Twitter вырос на 18% по сравнению со вторым кварталом 2015 года, доходы от сегмента лицензирования данных выросли на 34% — почти в два раза быстрее. Для многих компаний в социальных сетях данные пользователей являются чрезвычайно ценным активом, который с каждым годом будет цениться все больше, поскольку потребность в подобных данных будет возрастать.
Поскольку индустрия социальных медиа созревает, активность слияний и поглощений будет ускоряться. В этих сделках буду участвовать крупные компании, поглощая новые и менее крупные сервисы. Например, покупка Facebook`ом WhatsApp и Instagram. Потенциальными целями для поглощения на ближайшие годы считаются Twitter, Snapchat, Pinterest, Yelp, Groupon и Zynga.
Как вы уже могли догадаться — купить ETF. В США торгуется фонд Global X Social Media ETF (NASDAQ:SOCL), вкладывающий в акции интернет-компаний, владельцев социальных сетей по всему миру. С начала года акции фонда выросли на 50,8%.
Активы фонда размещены на 43% в американских компаниях и на 57% в компаниях с других рынков.
Крупнейшие позиции по акциям:
Tencent Holdings Ltd — 11.97%
Facebook Inc — 10.10%
Twitter Inc — 8.38%
Weibo Corp — 6.58%
Yandex NV — 5.66%
Всего в составе фонда 33 компании, а на долю 10 крупнейших приходится 68% активов. Из российских компаний кроме Яндекса в составе фонда представлены акции Mail.ru Group.
За последние десять лет социальные сети стали одной из самых быстрорастущих отраслей в секторе технологий. В то время как рост пользователей естественным образом замедляется, учитывая высокие темпы проникновения социальных сетей во всем мире, компании в настоящее время сосредоточены на монетизации пользователей посредством рекламы и лицензирования данных. Маркетологи все чаще рассматривают социальные медиа в качестве важного рекламного канала, учитывая возможность создания гипер-целевых рекламных кампаний. Благодаря этим трендам, индустрия социальных сетей будет оставаться одним из самых быстрорастущих сегментов технологического сектора в перспективе ближайших лет.
А теперь вы еще и знаете, как на этом можно заработать. Удачных инвестиций.
Ваш канал об инвестициях в Telegram — Практика личных финансов.